В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды. Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука.

2. Причины и предпосылки культурного взлета в эпоху Возрождения.

В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов – государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности, расцвет культуры происходил только в городах – государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал страстей, водоворот политических событий столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь высока, что казалось, будто от ее волевого усилия зависти все.

Эстетический идеал Ренессанса, образ самого себя создающего, свободного, универсального человека было не столько прямым отображением эпохи, сколько ее великой мечтой, завещанной грядущим векам. Но в искусстве этот идеальный образ свободной универсальной личности обретал живую плоть и кровь и получил блестящее воплощение.

Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословья – их политическая активность в рамках непосредственной демократии – расцвет культуры. Только в таких социально – экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование.


3. Человек как индивидуальность в Эпоху Возрождения.

То что принято называть Возрождением, или по – итальянки, Ренессансом, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами. Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья.

Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в философско – эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового, взгляд на человека и его место в мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном мировоззрении эпохи, носителем которого выступала ремесленная группа.

В Италии в силу ее социальных и экономических особенностей светские черты идеологии выражены были всегда сильнее, чем в остальной части Европы. И это также, в первую очередь, связанно с городской культурой. Мировоззрение горожан – плод ее побед в антифеодальной борьбе и ее самостоятельного духовного развития. Потребительское отношение к производству, когда еще не прибыль, а человек и его потребности определяют цель последнего, сближает труд с искусством, требует творческого развития мастерства и выбора работы по таланту, выдвигает творческую личность на передовой план. Активное участие в общественной жизни городов, от которого зависел успех как антифеодальной, так и внутри партийной борьбы, широкие гражданские права и часть политических формировали самосознание граждан. Идея свободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за эти права. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служит разум. Следует отметить, что социально – экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоя городской интеллигенции. Если в средние века ученые и философы были почти всегда служителями церкви, то теперь появилась прослойка образованных и высококвалифицированных специалистов, непосредственно связанных с наукой и искусством и, как правило, не связанных с церковью. Именно появление этого качественно нового социального слоя и привело к появлению новой культуры, получившей название гуманизма.

Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в широком использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая» культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

Но если говорить в целом, то итальянский возрожденческий гуманизм и античный и имели различия. Античный гуманизм более коллективного порядка, а в основе ренессансного лежит индивидуализм в лучшем его понимании: уважение, понимание и любовь не только к массе людей, но и отдельному человеку, мыслящемуся современным.

Возрожденческий индивидуализм породил главную черту культуры эпохи Возрождения – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.

Итак, в целом в эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Не случайно, что произошел этот переворот на Итальянской земле после того, как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развитии.

Формирование нового взгляда на Человека и Культуру происходило под воздействием социальных и экономических преобразований.

Вслед за Италией эпоха Возрождения «прокатилась» по большинству стран Европы, оставляя за собой культурные памятники, по сей день признанные гениальными.

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека. Один из главных моментов нового взгляда на общества как суммы независимых друг от друга.

В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве - dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределенностью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».п рирода, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум - свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца - благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье».

Рассуждения на эту тему были любимым предметом гуманистов (Петрарка; Альберти, трактат «О семье» , 1433-43, 41; Манетти, трактат «О достоинстве и превосходстве человека», 1451-52; Фичино; Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека», 1486)

Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей - преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум - это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье - и в этом состояло его подлинное благородство.

В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.

Время итальянского Возрождения до сих пор остается загадкой. До сих пор удивляет и восхищает. И мы не перестаем задаваться вопросом, какой урок нам хотели преподать и что нам, помимо восхищения, еще необходимо понять и, возможно, продолжить?..

Само слово, которым мы обозначаем этот важный период в истории, уже заключает в себе ответ. Возрождение — это возможность родиться вновь, дать место новому. Ведь история развивается по закону циклов. Кульминация — золотой век, в котором правят Мудрость и Чистота. Затем следуют века серебряный, бронзовый и железный, и, пожалуй, именно в «железные времена» необходимо возродить лучшее, что было в истории. Как сказал один современный философ, «возродить блеск золотых зерен».

Движение, начавшееся в Италии, повлекло за собой такие перемены во всех сферах жизни человека, что это время сегодня называют Культом культуры. Изменились представления о Вселенной, по-новому стала пониматься политика, появились новые религиозные идеи, родилось новое искусство и самое главное — человек начал по-новому относиться к жизни, к Богу, к самому себе, к собственному предназначению и тем следам, которые он должен оставить. Пожалуй, впервые человек ощутил себя частью истории, тем, кто может не просто жить, а менять ее пусть и не в самом ее течении, но в отдельных сферах уж точно. Человек размышляющий и действующий на сцене истории внимательно изучает «сценарии» прошлого и тщательно шлифует возможности, часто вызывая у судьбы новые шансы. Исследуя прошлое, он живет в будущем, постоянно подталкивая к этому будущему настоящее, и самое невероятное, что ему это удается! Ключевые слова Возрождения — эксперимент, поиск, открытие. И попытка. Попытка примирить философию и религию, попытка доказать, что религия не противопоставлена философии, что не важно, каким именем называть стремление к Божественному, ибо это сама тяга к Священному вызвала рождение Гуманизма. Гуманистических занятий. Гуманистов.

Эпоха Возрождения May 12th, 2017

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

Эпоха Возрождения кратко

Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:


  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

По сути, эпоха Возрождения - это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

«Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность. Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами - англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский - один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни - итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса - Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень - французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер - выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения - протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Томас Мор - английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

Эразм Роттердамский - видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли - яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа - известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах». Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи - один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен. Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти - один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти - гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио - выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».


Образ человека в философии Возрождения


ВВЕДЕНИЕ

философия возрождение человек

Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.

Возрождение - достаточно спорная эпоха. Она не определяется точными рамками времени, так как везде она начиналась в свое, неопределенное точно, время. Эпоха Ренессанса очень обширна, богата и непроста, что так же создает трудности в определении временного ареола, обозначающего данный период времени. Эта эпоха ознаменовывает собой переход к новому времени, к новому отсчету жизни. Но ученым достаточно трудно это определить, так в некоторых обсуждениях Ренессанс вообще перестали выделять. Очень много споров до сих пор существует по поводу эпохи Возрождения. А называется она так именно потому, что отличительные черты возвращаются к античным началам, то есть, возвращается культурное наследие античности.

Целью данного реферата является рассмотреть образ человека в философии Эпохи возрождения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

.изучить философию Эпохи Возрождения;

.выявить проблемы философии Эпохи Возрождения;

.рассмотреть образ человека в философии Эпохи Возрождения;

.проанализировать концепцию человека в философии того времени;

.познакомиться с проблемой личности, часто поднимаемой в философии данного периода.

Реферат состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении определена цель и задачи работы. В первой главе содержится характеристика философии Эпохи Возрождения, а также рассматриваются проблемы философии данного периода. Во второй главе раскрываются образ человека в философии Эпохи Возрождения. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.

Завершается данный реферат списком источников и литературы, которые были изучены при подготовке настоящей работы.


ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


1.1Общая характеристика философии эпохи Возрождения


Философия Возрождения - направление в европейской философии XV -XVI веков . Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности . Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт +польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук .

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.

В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому, что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.

Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое .

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя, тем самым, обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.


1.2Проблемы философии эпохи Возрождения


)Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).

)Этика эпохи возрождения - это этика благородства, заключающаяся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии - научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.

)Детерминизм - взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль). Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант - становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.

)Пантеизм - это философское учение, отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах. Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.

Натурфилософия - философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д. Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется - душой мира. Душа мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это не что иное, как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающий с богословием. Небесные тела лишались своего привилегированного положения, оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означало отказ от внешних двигателей, отказ от перводвигателя.


ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


1 Концепция человека в философии эпохи Возрождения


Возрождение или Ренессанс - целая историческая эпоха (XIII-XVI вв.), характеризующаяся тремя основными тенденциями: широким свободным чувством человечности и человеческой индивидуальности, освобождением человеческого разума от незыблемых религиозных и схоластических догм, возвращением к высоким идеалам античной цивилизации. Эти тенденции обеспечили соединение экономических, политических и духовных стимулов, позволивших преодолеть длительную стагнацию предшествующей средневековой экономики, политики, культуры, человеческой личности. Но главными, являющимися внутренней силой развития цивилизации в ту эпоху, были ценностные стимулы. Важный сдвиг, осуществленный возрожденческой мыслью, произошел на уровне мировоззренческих и этико-эстетических ценностей и норм. Соответственно этому был пересмотрен, прежде всего, вопрос о человеке: о его положении в обществе, о назначении, о достоинстве человеческой личности, потребностях человека, обусловливающих его бытие и поведение. Фактически легитимными становятся все потребности человека: материальные, духовные, тела и души. Ценностный аспект философской антропологии Ренессанса подтверждается обилием философских трактатов с такими названиями: «О преимуществе и превосходстве человека» Фацио, «О наслаждении как истинном благе» Лоренцо Валла, «О достоинстве» Манетти, «О средствах против счастливой и несчастной судьбы» Франческа Петрарки и др.

Философские ориентации и размышления подводятся к наиболее важному для Возрождения вопросу «велик или ничтожен человек?», а философское мышление этого периода характеризуется как антропоцентрическое. Оно должно было сменить господствующее теоцентристское представление о сущности, возможностях и достоинстве человека.

Итак, велик или ничтожен человек? Постановка этого вопроса и выдвижение его на передний край исследования, в том числе и философского, обусловливалась субъективными и объективными процессами, происходящими в ту эпоху. Анализ содержания эпохи Ренессанса показывает, что в ней превалировали субъективные процессы. Это была эпоха стихийно-человеческого самоутверждения на уровне сознания. Как говорил Р. Монье, человек как-то по-иному подумал о себе, о том, что он не Бог, не Сатана, но и не человек в истинной его сути.

Естественно встает вопрос, почему это произошло именно тогда, почему именно в эту эпоху возникла идея самоутверждения личности человека? Конечно, ответ нужно искать, во-первых, в характере общественного бытия, всей системе объективных потребностей зарождающегося буржуазного общества, реализация которых потребовала нового человека, «человека-личности», мыслящей, рассуждающей, активной, ответственной, то есть свободной. Во-вторых, идея самоутверждения шла от самого человека как индивида, от его стремления иметь другое, собственное материальное и духовное бытие, другой образ жизни, другое понимание смысла жизни и своего собственного предназначения с учетом всей своей природной и социальной сущности. То есть возрожденческому человеку важно было, прежде всего, утвердить свое самостоятельное существование и удовлетворять все, что он считал важным и нужным лично для себя как для человека. Заходя вперед, скажем: человек считал, что достичь всего этого он сможет любыми способами, лишь бы самоутверждение произошло, лишь бы была достигнута конечная цель - свобода. По его мнению, такая цель оправдывала все средства ее достижения.

Но какова же была объективная реальность? С одной стороны, возрожденческий человек считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо поесть, красиво одеться, иметь удобное жилище, без предрассудков удовлетворять и другие свои физические потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. Но не характерно ли это в своей основе (отбросив эстетическую форму) и для животного, не остается ли человек с такими потребностями на уровне животного? К счастью, возрожденческий человек поставил себе такой вопрос. А потому, с другой стороны, самоутверждаясь на такой основе, человек все-таки хотел (прежде всего, хотел) оставаться духовным существом, пусть вне всякого культа, вне религиозных и этических норм. Человек хотел, чтобы при всем этом не были потеряны, изгнаны идеалы Добра, Благородства, Красоты и из его человеческой духовности, и из условий его реального обыденного бытия. Именно они должны были быть не только ценностными ориентирами его жизни, но и выполнять роль внутренних и внешних «тормозов», не позволяющих человеку перейти грань, за которой терялась бы его сущность.

Где же эти ценности можно было взять возрожденческому человеку? Как они могли сформироваться в его сознании, если действительность (бытие) была другой и ориентировала человека на другие ценности. Новые ценности возрожденческий человек брал из прошлого. но все прежние высшие начала: Бог, Истина, Прекрасное - снижались до обыденного человеческого отражения, упрощались до обыкновенного житейского понимания.

Итак, ответ на вопрос «велик или ничтожен человек», казалось бы, должен быть однозначен. Да, велик. И его величие состоит в его желании быть свободным, в свободном проявлении (так ему хотелось!) индивидуальности, в осознании необходимости и свободном поиске возможностей всестороннего совершенствования, и таким образом «творения себя самим» (Пико делла Мирандола). Причем телесная индивидуальная субъективность, вплоть до самых глубинных тайн, совершенно по-новому, в сравнении со Средневековьем, ориентирует человека. Физическое совершенство становится такой же целью, как и духовное. А их гармония и есть человеческое счастье. Как бы подводя итог, Пико делла Мирандола говорит, что человек рожден с тем условием, что он становится тем, кем он может быть.

Если принять такого рода учение о человеке классиков возрожденческой философии, то можно предположить, что в эпоху Ренессанса происходило буквально прямое обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью. Это в следующие века философы будут выводить сущность и существование человека из мысли о человеке или из его моральной сути. Для возрожденческой же философии ни та, ни другая концепция не была определяющей. Здесь «работала» идея, что человек исходит и базируется на материальной основе. И поскольку такая жизнь мыслилась личностно-материально, то она была свободна от всяких тяжелых и трудно выполняемых заповедей и норм. Рисуя образ такого человека, Мишель Монтень утверждает, что для него нет большего блаженства на Земле, чем жить спокойно и счастливо. Этот человек гонит от себя горе как нечто, не стоящее внимания, ведет себя так, как диктуют ему его эгоизм и сила. Он нисколько не страдает от разобщенности с людьми. Его действия и желания стоят на высоте, сила гармонирует с волей. Это какая-то девственная сила бытия, которой еще никогда не пользовался человек.

Однако историческая справедливость заставляет признать, что ранняя «беззаботная» юность Ренессанса завершилась довольно быстро, так как человеку стала понятной полная невозможность опираться в своей жизни только на свободу, проистекающую исключительно из своей личностно-материальной основы, личностного видения этой основы и способов ее созидания.

Так возникает желание базировать свою жизнь на чем-то ином, более солидном, чем иллюзорная человеческая свобода. И чем далее шел исторический процесс, подчиняясь объективным законам, тем более интенсивно вызревало противоречие, дошедшее, в конце концов, до человеческой трагедии между иллюзорной свободой человека и реальностями жизни.

Эту трагедию и ее возможные следствия поняли не все и не сразу. Ее поняли великие личности, «титаны мысли и дела». А может быть, вернее было бы считать, что это противоречие эпохи и породило титанов, сумевших проникнуть в ее сущность и сущность антропологических проблем. Они-то и есть лицо, субъект той эпохи. Именно фигура человека-творца, а не просто свободного человека, доведшего имеющуюся и желаемую свободу до эгоцентризма, становится символом Ренессанса.

Но естественно встает новый вопрос о субъекте Возрождения. Можно ли считать этот возрожденческий индивидуализм (и со знаком плюс, и со знаком минус) и титанизм конечной целью истории? И этот вопрос имеет двоякий ответ. Да, можно и нужно, так как именно в индивидуализме была реализована необходимость самоутверждения человека, который предъявил, силой исторических обстоятельств, свои права на человеческое достоинство, свободу. Но правомерен и другой ответ: нет, нельзя, это не оправдано. Философы той эпохи прекрасно поняли всю ограниченность человека-индивидуалиста, даже если он и титан мысли и дела. И что более важно, они поняли всю порочность способа борьбы за самоутверждение, дошедшее до эгоцентризма, до потери не только чувства меры, границ свободы, но и сопричастности к общечеловеческим ценностям как надежной точке опоры. Для индивидуалиста же такой точкой опоры является он «сам» и только. В этом его «величие», и «трагедия», и в этом его «ничтожество».

Доказательством тому является вся реальная жизнь возрожденческого человека, все творчество и личная судьба великих писателей, художников, ученых особенно периода Высокого Ренессанса. Примеры тому, творчество Боттичелли и Микеланджело, черты бессилия и отчаяния у могучего Леонардо да Винчи, трагедия жизни и творчества Дж. Бруно и Галилея. Герои Шекспира и Сервантеса, с одной стороны, полны жажды самоутверждения, но, с другой, - еще большего трагизма, т.к. такая личность-титан, безудержная в своей жажде самоутверждения, наталкивается на себе подобную, и гибнет в этой борьбе.

Особого внимания заслуживает антропология философа, поэта, политического деятеля Пико делла Мирандола (1443-1495 гг.) В создании образа человека и определении его сущности он сливает в единое целое личности Платона и Аристотеля, образы Христа, Моисея и Заратустры, Авицены и Ф.Аквинского и многих других исторических, мифических и религиозных персон. Под этим скрывалось стремление определить человека как нечто бесконечное в его характеристиках и в его личностной активности.

В своем трактате «О достоинстве человека» Пико показывает, что человек, представляя собой «четвертый и последний мир», после поднебесного, небесного и подлунного, в своей сути есть максимальный синтез всех областей бытия, не свойственных ни одному из трех названных миров. Счастье человека в том и заключается, чтобы восходить к синтезу, свойственному только божеству. Он говорит, что счастье - это возвращение объекта к своему началу. Оно есть высшее благо, а благо - то, чего желают все, что есть начало всего. Из этой платоновской онтологии Пико выводит три этапа восхождения человека к высшему благу: очищение от страстей при помощи этики и эстетики, совершенствование разума диалектикой и философией природы, познание божественного при помощи теологии.

Несомненно, главное в философии человека Пико - учение о творении человеком самого себя. Он согласен с христианскими догматами о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему и что Бог - существо никем не созданное. Но из этих посылок Пико делает вывод, противоположный религиозному: созданный Богом человек должен творить себя как личность, т.е. свободно и без всякого принуждения утверждать себя в Боге, в мире, в вечности. Пико утверждает, что Творец, ставя человека в центр мира, повелел: «... не даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного лица, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю»44 <#"justify">.2 Природа личности, проблема этой природы


Можно рассматривать природу человека, как некую постоянную, уже данную и неизменимую, биологическую сущность. К слову, в этом плане можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но суть не в этом. Человек даже в своем внутреннем мире не похож на самого себя. Наблюдая за человеком длительное время, возможно, не поверить, что разные, совершенные им, поступки, действия все исходят от него одного. Человек противоречив. Противоречив сам себе.... Все, что делает и думает человек, свойственно оставаться крайне непостоянным. Представляя человека постоянным, на самом деле, его сущность, природу загоняют в рамки обобщенного образа, что, конечно же, противоречит идеалу человека эпохи Ренессанс. И более индивидуально, или даже отличительно то, что человек зачастую сам от себя отличается больше, чем от окружающих его людей. Следовательно, проблема противоречия заключается именно в этом, в самом внутреннем мире индивида.

Еще одно обсуждение касается беспомощности человека. Как уже было отмечено, человек по мере своего роста свободы становиться все более и более одиноким. Одиночество это приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. А так же, зачастую в человеке срыта природа, которую не редко приходиться усмирять. Успокаивать порывы, стремление взбушеваться, отомстить за себя. Ибо это означает, что на протяжении долгого времени внутри человека может жить природа, которая долго не даст о себе знать, ровно также, как и не будет знать об этом никто другой. Но при любом подходящем случае, при соблазне, провокации, эта природа может ожить и дать о себе знать, и тогда её придется усмирять, останавливать вовремя её порывы.

Ренессанс исключает магию, тайну и недосказанность. Исключает эти понятия в прямом смысле этих слов. Но, рассуждая логически, можно предположить, что человек сам по себе - магическое существо. То, что он творит своими руками, то, что он может сделать. Во-первых, человек объединяет в себе сущность всех окружающих объектов, конечно в маленькой их доли, в самых необходимых жизненных функциях, человек превосходит всех представителей другого вида живых существ, в данном случае, животных. Но он не превосходит объекты, которые его окружают, - не превосходит материальные вещи, ведь внутри человека не просто телесный дух, в нем преобладают высокие начала. А выделяет его из всего животного царства именно его деятельность. Всю мистичность сказанного наглядно демонстрирует искусство предсказания, развитого с довольно давних времен. Что так же говорит о том, что человек божественен. Не смотря ни на что, существование человека, как индивида не отрицает веру в Бога, не отрицает божественности.

Говоря о проблеме личности человека, проблеме его природы, важно затронуть тему, как самоутверждение человека в стихийном плане. Здесь надо выявить то, что отношение к средневековой, уже прошедшей, ортодоксии, абсолютно независимое. Отношение к ней стало свободным. Мироощущение человека в эту эпоху стало радостным - жизнерадостным, немного поэтическим. Вся природа была наполнена божественными силами, и она понималась именно как божественная. Все эти признаки были определенными условиями к появлению гуманизма. Гуманизма, как единой системе взглядов на морали, на общество и прогресс общества, на отношения. Итак, самая важная проблема, обобщая все сказанное, является проблема противоречия и несоответствия. Тот идеал, кем является сам человек недосказан, не дополнен, не довыполнен... Образ человека не раскрыт до конца, так как слишком грандиозно и красиво отождествляется личность человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Разобрав философию эпохи Возрождения, остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное ощущение, осознавая то, что человек все же занимает важное место в жизни, что многое все же происходит вокруг него, для него, из-за него. Взаимосвязанные между собой, следующие друг за другом во времени, Средневековье и Ренессанс представляют две взаимоисключающие эпохи. Это особо касается видения их представителями сущности и предназначения человека.

Религиозно-идеалистическая концепция человека строится на христианских догматах. В ней человек - существо, созданное по образу и подобию Бога, но наделенное им свободой воли со всеми последствиями этого «блага».

Возрожденческая концепция строится на рационалистическом и натуралистическом подходах к человеку. Она рождена потребностями веры человека в свои собственные силы, в возможности созидания естественной свободной жизни для себя и построения гуманистического общества.

Поставленные задачи в ходе настоящей работы выполнены и получены следующие результаты:

)изучена философию Эпохи Возрождения;

)выявлены проблемы философии Эпохи Возрождения;

)рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения;

)проанализирована концепция человека в философии того времени;

)исследована проблема личности, часто поднимаемая в философии данного периода.

В результате изучения данной темы был рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1.Брагина Л.М. «Гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры» // М.: «Гардики», 2002. - 353 с.

2.Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. - М.: Просвещение, 2002. - 502 с.

Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. Философия: учебник. - М.: Академический проект, 2008. - 589 с.

Иванов В.А. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: АСМ, 2001. Т. 1.-838 с.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: ЭКСМО, 2006. - 367 с.

Невлева И. М. Философия. Учебное пособие.- М.: Изд-во «Русская Деловая Литература», 2006. - 347 с.

Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. // Эстетика Реннесанса.- М.: Верста, 2002. - 340 с.

Спиркин А. Г. Философия.- М.: Изд-во «Гардарики», 2006. - 600 с.

Человек: Антология. М., 1991. с. 217-277.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выполнил: студент 4 курса, з/о 98-ИС-6164 Еремин С.В.

Самарский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта

Кафедра социально – гуманитарных наук

В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды. Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука.

В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов – государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности, расцвет культуры происходил только в городах – государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал страстей, водоворот политических событий столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь высока, что казалось, будто от ее волевого усилия зависти все.

Эстетический идеал Ренессанса, образ самого себя создающего, свободного, универсального человека было не столько прямым отображением эпохи, сколько ее великой мечтой, завещанной грядущим векам. Но в искусстве этот идеальный образ свободной универсальной личности обретал живую плоть и кровь и получил блестящее воплощение.

Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословья – их политическая активность в рамках непосредственной демократии – расцвет культуры. Только в таких социально – экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование.

То что принято называть Возрождением, или по – итальянки, Ренессансом, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами. Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья.

Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в философско – эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового, взгляд на человека и его место в мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном мировоззрении эпохи, носителем которого выступала ремесленная группа.

В Италии в силу ее социальных и экономических особенностей светские черты идеологии выражены были всегда сильнее, чем в остальной части Европы. И это также, в первую очередь, связанно с городской культурой. Мировоззрение горожан – плод ее побед в антифеодальной борьбе и ее самостоятельного духовного развития. Потребительское отношение к производству, когда еще не прибыль, а человек и его потребности определяют цель последнего, сближает труд с искусством, требует творческого развития мастерства и выбора работы по таланту, выдвигает творческую личность на передовой план. Активное участие в общественной жизни городов, от которого зависел успех как антифеодальной, так и внутри партийной борьбы, широкие гражданские права и часть политических формировали самосознание граждан. Идея свободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за эти права. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служит разум. Следует отметить, что социально – экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоя городской интеллигенции. Если в средние века ученые и философы были почти всегда служителями церкви, то теперь появилась прослойка образованных и высококвалифицированных специалистов, непосредственно связанных с наукой и искусством и, как правило, не связанных с церковью. Именно появление этого качественно нового социального слоя и привело к появлению новой культуры, получившей название гуманизма.

Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в широком использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая» культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

Но если говорить в целом, то итальянский возрожденческий гуманизм и античный и имели различия. Античный гуманизм более коллективного порядка, а в основе ренессансного лежит индивидуализм в лучшем его понимании: уважение, понимание и любовь не только к массе людей, но и отдельному человеку, мыслящемуся современным.

Возрожденческий индивидуализм породил главную черту культуры эпохи Возрождения – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.

Итак, в целом в эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Не случайно, что произошел этот переворот на Итальянской земле после того, как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развитии.

Формирование нового взгляда на Человека и Культуру происходило под воздействием социальных и экономических преобразований.

Вслед за Италией эпоха Возрождения «прокатилась» по большинству стран Европы, оставляя за собой культурные памятники, по сей день признанные гениальными.

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека. Один из главных моментов нового взгляда на общества как суммы независимых друг от друга.

Культурология для технических вузов. Серия К90 «Учебник для технических вузов». Ростов н/Д: «Феникс»,2001.-448 с.

Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. – Мн.: НТООО «ТетраСистемс»,1998.-544 с.

Культурология. История мировой культуры: Учеб.пособие для вузов/ А.Н.Макарова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова, и др.; Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.