Петр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни. Во времена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и превращалась в просвещенное европейское государство.

Идеи европейских просветителей, государственная практика просвещенных монархов стали достоянием не только императорского двора и просвещенной элиты России. Они проникали в широкие круги населения - дворянство, растущий средний класс и даже крестьянство. И если предшествовавшие крупные повороты в истории европейской цивилизации - эпохи Возрождения и Реформации - прошли во многом мимо России, то эпоха Просвещения стала для нее собственной эпохой. Изменилось отношение к человеку, его месту в системе общества и природы, к целям и задачам общества.

Но в России царил феодализм, абсолютизм достиг своего расцвета, крепостничество, сословные привилегии и ограничения составляли незыблемую основу человеческих отношений. Это приводило к острым противоречиям между еще мощным в России старым миром и новыми явлениями в культуре. И все же новое упорно пробивало себе дорогу.

Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений русской культуры XVII в. и новых культурных веяний.

Христианское мировоззрение оставалось основным для русского человека. И Петр I, и Екатерина II были глубоко верующими людьми, но проявляли совершеннейшее равнодушие к церковным обрядам, традициям, правилам. Освобожденная от этого постоянного церковного влияния и давления российская культура во всех своих проявлениях становилась все более светской.

Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.

Членами этого общества и этой нации были и императрица, и вельможи, и провинциальные дворяне, и городские жители, и казачество, и крестьянство, в том числе крепостная интеллигенция (актеры, музыканты, живописцы). Конечно, между высшими слоями общества и его низами лежала непреодолимая пропасть, но культура незаметно перекидывала через эту пропасть мостки. Лишь к|н>ностное крестьянство оказалось отверженным в этом новом наступающем мире.

Появление новых культурных ценностей приобретало и условиях многонациональной России интернациональный характер. Новые культурные ценности и просветительские идеи накладывались на культурные традиции и достижения ш-ех народов России и делали их сопричастными к судьбам истей страны. Они начинали ощущать себя россиянами, жителями колоссальной и многонациональной державы.

Носителем новых научных и культурных традиций являлось в первую очередь дворянство. Но это не означало, что русская культура была чисто дворянской. Дворянство создавало и пестовало в России общечеловеческую культуру.

Создателями российской науки и культуры XVIII в. стали также выходцы из-за границы. В течение всего столетия иностранцы оказывали сильнейшее влияние на становление российской цивилизации. Они участвовали в создании системы образования, стояли у истоков организации Академии наук, внесли огромный вклад в развитие русской архитектуры, скульптуры, живописи, театра, музыки. В большинстве своем это были талантливые и увлеченные своим делом люди, которые принесли немало пользы России, передавая русским людям свой опыт, свое мастерство. Но постепенно набирали силу и влияние отечественные таланты.

Образование и просвещение народа

Образование и просвещение народа к концу XVIII в. достигло значительных успехов.

Образование в основном было сословным. Это означало, что каждое сословие имело свою, закрытую от других, систему образования. И чем выше и привилегированней было сословие, тем выше являлся уровень образования.

В 1730-е гг. открылся Сухопутный шляхетский кор­пус, а в 1750-е - Морской шляхетский корпус. Таким образом, армия и флот пополнялись высококвалифицированными кадрами, и одновременно дворянским детям предоставлялась возможность сразу после обучения начать службу в чине офицера, а не тянуть, как при Петре I, солдатскую лямку. Это была привилегия дворянства.

Другими закрытыми учебными заведениями стали Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса.

Появилось немало частных дворянских пансионов в Москве, Петербурге, других городах. Дворянские дети в таких пансионах и жили, и учились. Одновременно в моду вошло обучение в домашних условиях.

Однако обучение в пансионах и на дому нуждалось в повышении профессионального и общегуманитарного уровня. Это могли дать лишь высшие учебные заведения гражданского типа. В связи с отсутствием в России высших учебных заведений современного уровня вполне естественным шагом властей стало открытие в России сразу двух университетов.

Один, при Петербургской Академии наук, готовил кадры отечественных ученых. Эта цель ограничивала приток в университет тех, кто хотел получить университетское, т.е. универсальное, общее образование. К тому же поступлению в университет предшествовало обучение в академической гимназии.

С открытием в 1755 г. Московского университета положение значительно переменилось. Поначалу здесь было три факультета - философский, юридический и медицинский. На философском факультете изучали математику, механику, физику, географию, филологию. На медицинском факультете значительное место отводилось изучению химии и биологии.

Московский университет стал первым, и единственным, в Европе XVIII в. университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богословские науки. Новое учебное заведение России покоилось целиком на светских принципах обучения.

Московский университет недаром носит имя великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711 - 1765). Он был инициатором его создания, разработал проект университета, настоял на том, чтобы преподавание в нем велось на русском языке, что в пору всеобщего употребления в обучении латыни являлось также необычным. М. В. Ломоносом ловился превращения университета в публичное, т. е. недоступное, учебное заведение.

Не случайно в стенах университета в XVIII в. училось выходцев из семей разночинцев. Из них же формировался преподавательский состав. Уставом университета запрещались телесные наказания студентов. Университет ныл автономной самоуправляемой организацией и не зависел от местных властей. Подчинялся он Сенату.

При университете существовала гимназия. Одна ее сеть предназначалась для детей дворян, другая - для детей разночинцев. Огромную роль в создании университета И.И. Шувалов сыграл фаворит Елизаветы Петровны - И. И. Шувалов (1727-1797). Именно при его активной поддержке М. В. Ломоносов осуществил свои замыслы.

Наряду с учебными заведениями для дворянства в стране расширялась сеть духовных учебных заведений.

Постепенно развивалась сеть общеобразовательных школ. В 1780-е гг. впервые в истории страны была введе­на система народного образования. В Петербургской губернии, а позднее еще в 25 губерниях страны открылись двухклассные и четырехклассные народные училища. В первых детей учили чтению, письму, чистописанию, рисованию, Закону Божьему. Во вторых прибавлялось обучение грамматике, арифметике, геометрии, механике, физике, географии, истории, естествознанию и архитектуре.

Систему образования Екатерина II стремилась поставить на европейский уровень. Ей хотелось, чтобы в стране появились люди широко мыслящие, гуманные, просвещенные. И не только среди дворян, но и среди других со­словий. Для этой цели предполагалось создать закрытые учебные заведения - отдельно для дворян, купечества, прочих обывателей. Обучение там мыслилось проводить на основе принципов просвещения - путем убеждения, без наказаний и принуждения.

Закрытые учебные заведения появились прежде всего в Петербурге. В 1767 г. был открыт Институт благородных девиц (Смольный институт). Отдельными группами в нем обучались девочки из мещанского сословия.

Наука

В центре российской науки оставалась Академия наук с ее тремя отделениями - философским, физическим и историческим. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за границы ученые. После воцарения Елизаветы Петровны и окончания немецкого засилья во многих сферах общественной жизни страны положение в Академии стало меняться. Двинулись вперед научные исследования, появились среди ученых свои, русские кадры. В 1740-1750-е гг. ведущая роль в Академии принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Для русской науки Ломоносов стал целой эпохой. Кажется, не было отрасли знаний, в которую он бы ни проник и где ни оставил бы свой замечательный след. Он создал первую в истории России химическую лабораторию. Именно в ходе серии химических опытов он пришел к открытию закона сохранения материи и движения. Ему принадлежит разработка атомно-молекулярной теории строения вещества. Объяснил он и явление нагрева тел: не мифический теплород, как считалось прежде, а движение частиц тела вызывает этот процесс. Астрономы называют Ломоносова отцом своей науки. Именно ему принадлежит честь открытия атмосферы на планете Венера. Немало сделал Ломоносов в области геологии, минералогии, горного дела, географии. Он обосновал великую значимость для России Северного морского пути, по которому и по сей день идут корабли в северо-восточные порты страны.

М. В. Ломоносов никогда не был кабинетным ученым. Он достигал поразительных результатов во многих прикладных науках, совершил ряд открытий, имевших практическое значение. Так, ему принадлежит идея громоотводов, оберегающих людей от атмосферного электричества, от молнии. Он стал основоположником отечественной научной метеорологии. Много трудился он в производственной сфере - в области разработок новых сортов фарфора, стекла, красок, создания мозаики, из которой выполнял великолепные картины.

М. В. Ломоносов был гением не только в области естест­венных наук, но и выдающимся гуманитарием. Он внес большой вклад в формирование русского литературного языка и стал автором Русской грамматики. Его поэтические сочинения, в частности оды в честь Елизаветы

11стровны, побед русского оружия, явились образцом для Г многих литераторов XVIII в. Наконец, М.В.Ломоносов проявил себя как яркий историк. Его «Древняя российская история представляет собой сочинение, наполненное гордостью за историю славянского мира.

Во второй половине XVIII в. шагнула вперед и техническая мысль. Теплотехник И. И. Ползунов (1728-1766) разработал проект универсального парового двигателя. Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735-1818) изобрел множество различных механизмов, среди них - удиви- И. П. Кулибин тельные часы. Он предложил проект одноарочного моста через Неву длиной почти 300 м.

Важной частью научной деятельности стали исследовательские экспедиции. Если XVII в. был веком великих русских открытий на востоке, то XVIII в. стал временем их исследования и освоения. Интересовало все - пути сообщения, климат, недра, морские течения, географические очертания Евразийского материка, его население.

С 1733 по 1741 г. при поддержке Сената, Адмиралтейства, Академии наук состоялась Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова в ходе которой был обнаружен пролив, отделяющий Америку от Азии, и назван именем первооткрывателя - Берингов пролив. Экспедиция открыла для мира Северо-Западную Америку. Члены экспедиции исследовали и описали берега Камчатки, Курильские и Алеутские острова, Северную Японию.

Направлялись экспедиции и в Южную Сибирь, Нижнее Поволжье, в Приуралье и на Урал, в Башкирию, на Северный Кавказ, в Крым, к озеру Байкал.

Специальная исследовательская экспедиция отплыла на Аляску. Материалы этих экспедиций широко публиковались в России и за рубежом.

Литература и искусство

Литература второй половины XVIII в. становится все более светской, выходит из-под влияния Церкви. Формируется русский литературный язык, освобожденный от старой церковной речи. Церковно-славянский язык остался лишь в религиозных текстах и в богослужении. Большое влияние на реформу языка оказали сначала М.В. Ломоносов, а позднее писатель и историк Н.М.Карамзин (1766-1826), чей Петру I. Он создает прозаические и поэтические произведения, осуществляет переводы древней и современной европейской классики на русский язык. В ряду произведений классицизма стоят оды М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского (1706-1768), а также трагедии и комедии А.П.Сумарокова (1717-1777), отца русской драмы, по признанию современников.

Русская литература развивалась быстро. И не успел расцвести классицизм, как на смену ему пришел новый стиль - сентиментализм, с его интересом к внутреннему миру, переживаниям не выдающегося героя, а простых горожан, крестьян. Ярким представителем этого направления стал Н. М. Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза о любовных переживаниях скромной девушки, закончившихся трагедией, зачитывалась вся грамотная Россия.

XVIII в. еще не кончается, а в русскую литературу властно вторгаются начала реализма, под знаком которого существовала литература всего XIX в.

Реалистические мотивы чувствуются в поэтических произведениях Г.Р.Державина (1743-1816), в пьесах Д. И. Фонвизина (1745-1792). Его комедия «Недоросль выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств, никакого прогресса и прочно держалась за крепостничество и свои привилегии.

Неотъемлемой частью российской культуры являлось народное творчество. В фольклоре второй половины XVIII в. отражались события и народные герои тех лет - Емельян Пугачев и Салават Юлаев, герои прошлых славных событий, например Богдап Хмельницкий и Максим Кривонос. Знаменитый «Плач холопов, созданный в народной среде, повествовал о ненависти простых людей к крепостному праву.

Многие замечательные архитектурные памятники, подлинное украшение российских городов, были созданы и XVIII в. Чего стоят Петербург, Царское Село, Павловск, Петергоф, ставшие гордостью России и мировыми архитектурными шедеврами!

С именем В.В.Растрелли (1700-1771), итальянского скульптора, работавшего в России, связано появление у нас к стране стиля барокко. В этом стиле он создал знаменитый Зимний дворец, не менее известный Екатерининский дворец в Царском Селе, комплекс зданий Смольного монастыря, Строгановский дворец и другие здания Петербурга.

Следом за барокко в архитектуру России пришел классицизм с его строгими пропорциями, стройными колоннадами, монументальностью, гармоничностью. Ярким выразителем этого стиля стал придворный архитектор Екатерины II, шотландец Ч. Камерон (1730-е - 1812). Он автор ансамбля дворца и парковых сооружений в Павловске под Петербургом, галереи в Царском Селе, других сооружений.

Оставил заметный след в столичной архитектуре знаме­нитый итальянский архитектор Дж. Кваренги (1744- 1817). Это он создал Эрмитаж, Смольный институт, здание Биржи, великолепные дворцы в Петергофе (Большой дворец) и в Царском Селе (Александровский дворец).Все, кто бывал в Москве, видели напротив Кремля на взгорке возвышающийся монументальный и воздушный дом Пашкова (нынешняя Государственная библиотека). Это творение замечательного русского архитектора В. И. Баженова (1738-1799). Ему принадлежат проекты Большого Кремлевского дворца в Москве и Михайловского замка в Петербурге, императорского дворца в селе Царицыне под Москвой, другие постройки. В.И. Баженов был избран профессором Римской академии и действительным членом Болонской и Флорентийской академий.

Богатое архитектурное наследие оставил М. Ф. Казаков (1738-1812). Его главные работы - это здание Московского университета на Моховой, здание Голицынской больницы в Москве (ныне 1-я Градская больница), дом Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома союзов), иные сооружения в Москве, Твери и других городах.

Гордостью русской архитектуры XVIII в. стало творчество И. Е. Старова (1745-1808). Его лучшие творения - Таврический дворец Г. А. Потемкина и Троицкий собор Александре Невской лавры в Петербурге.

В последние десятилетия века в России развернулось мощное усадебное строительство. Продолжало развиваться и деревянное зодчество. Ярким образцом его стал Шереметевский дворец в Останкине, построенный русскими мастерами П. И. Аргуновым, Г. Е. Дикушиным и А. Ф. Мироновым.

Переживала расцвет и русская живопись. Этот расцвет выражался во все большем переходе от условностей иконописи к реалистическим полотнам. В XVIII в. получила развитие портретная живопись. Солдатский сын А. П. Антропов, крепостные художники И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов, выходцы с Украины Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали блестящую галерею портретов русских монархов, вельмож, государственных деятелей, полководцев.

Появилась историческая живопись библейские и древнерусские темы, а также жанровая живопись. Явлением времени здесь стала крестьянская тема. Художник И. А. Еремеев в своих полотнах показал жизнь простого народа, крестьян. Бытовые картины на крестьянскую тему создал крепостной художник М. Шибанов.

Частью общего развития русского искусства стали скульптура и музыка. Именно во второй половине XVIII в. в России осуществляется переход от прикладной, орнаментальной скульптуры к монументальной и портретной скульптуре. Примером первой является знаменитый Медный всадник - памятник Петру I, сооруженный по указанию Екатерины II французским скульптором Э. М.Фальконе (1716-1791) в 1775 г., а также памят­ник Минину и Пожарскому в Москве, автором которого стал скульптор И. П. Мартос (1754-1835).

Другое направление в скульптуре продемонстрировал Ф. И. Шубин (1740-1805). Он происходил из поморских крестьян, был другом М. В. Ломоносова. Его резцу принадлежат бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, Румянцева, Суворова, Потемкина.

В ряду замечательных деятелей культуры второй половины XVIII в. стоит и удивительная фигура основателя русского театра Ф.Г.Волкова (1729-1763). Сын ярославского купца, он стал первым русским актером и зачинателем русского национального театра. Поначалу он работал в Ярославле, затем переехал в Петербург и основал здесь первый профессиональный театр.

В музыкальном искусстве пока еще господствовали заезжие оперные, балетные труппы, но уже пришло время утверждения и самобытных российских талантов. Свою музыку для народных инструментов писал композитор И. Е. Хандошкин (1747-1804), чьи произведения исполняются и до сих пор. Создателем изумительных церковных хоралов стал Д. С. Бортнянский (1751-1825).

Российский быт

Наиболее разительные изменения в жизни населения произошли в Петербурге, Москве и некоторых других крупных городах страны. Петербурге, на Дворцовой набережной, Невском проспекте, вдоль каналов и речек, впадавших в Неву, вельможи строили для себя роскошные дворцы. Берега Невы оделись гранитными набережными. Сделано это было по указанию Екатерины И. Ей же принадлежала мысль сооружения знаменитой решетки Летнего сада.

Дворцы были богаты и изысканны. Аристократы стара­лись сделать их похожими на императорские. Здесь были большие залы, обставленные европейской мебелью гости­ные, удобные комнаты. Изразцовые печи зимой излучали по всему помещению ровное, сухое тепло. Свечи в люстрах и канделябрах прекрасно освещали комнаты, коридоры и переходы.

В этих дворцах гремели балы, устраивались великосветские приемы. Чего стоил знаменитый бал, который дал Г. А. Потемкин в своем Таврическом дворце в честь императрицы! Три тысячи гостей, выступление хора, балета, пантомимы, прием в зале, превращенном в сад с фонтаном и кущей цветущих деревьев, с пением живых соловьев и храмом со статуей Екатерины. Ужин до 2 часов ночи, танцы до утра. 140 тыс. лампад и 20 тыс. свечей освещали это действо.

К концу XVIII в. в Петербурге стало модным содержать аристократические салоны. Здесь слышалась французская речь, кипели споры о политике, литературе, искусстве. В таких салонах начинали блистать российские литературные знаменитости.

Мимо роскошных особняков по Невскому проспекту проезжали щегольские экипажи, прогуливались гвардейские офицеры и нарядно одетые обыватели.

Менялась и Москва. Хотя здесь не было такого богатства и блеска, как в Петербурге, но московская знать не хо отставать от запросов времени. Выравнивались улики. прекратилась хаотичная застройка города, хотя за ится.

Богатые дворяне и купцы строили, как правило, двух, трехэтажные дома усадебного типа. Такой дом был отдельно от улицы садом, газонами, дорожками. Он стоял в глубине пространства, отгороженный от улицы чугунной или железной решеткой, на улицу выходили лишь крылья флигеля. Таких усадебных домов XVIII в. до сих пор и Москве сохранилось немало.

Рядом с ними стояли дома других богатых людей - каменные, изящные здания с колоннами. Там размещалось до 7-8 комнат - гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, столовая, зал для танцев. Здесь тоже стояли вошедшие тогда в моду мебельные гарнитуры, софы и диваны. Ушли в прошлое лавки и грубо сколоченные столы. Появились стулья, кресла, изящные столы на изогнутых ножках, полки для книг. Стены были обклеены обоями.

По вечерам многие российские города освещались фонарями, в которых горело конопляное масло. По центру городов прокладывались, как в Петербурге, брусчатые, а чаще - деревянные мостовые.

Появились городские больницы. Медицинский персонал готовили в госпитальных школах и медико-хирургических училищах. К концу века была создана единая система медицинских учреждений для населения. В каждом губернском городе должен был состоять на службе один доктор, а в уездных городах - один лекарь. Открылись аптеки. Конечно, это было ничтожно и мало для обширной и многомиллионной страны. Строились больницы и на частные средства. Через какое-то время богатые люди передавали их городу.

Малые российские города больше походили на большие села. Кроме двух-трех каменных зданий, остальные дома были деревянными. Немощеные улицы, поросшие травой, лужи после дождей, грязь осенью и весной становились неотъемлемой частью таких городов.

На окраинах располагались рабочие бараки, где жили пришлые работные люди местных мануфактур, разный мастеровой народ. Это были тесные, грязные, душные помещения с нарами вместо кроватей. В таком бараке в общем помещении порой жило несколько десятков человек. Здесь же обитали и семьи. Лишь позднее внутренние по­мещения бараков стали разделять перегородками.

Города и городская жизнь с ее новшествами, конечно, имели огромное значение для общего цивилизационного развития страны. Здесь, как нигде, приживались последние европейские достижения в архитектуре, образовании, просвещении, образе жизни, одежде, питании, отдыхе, развлечениях. Соединенные со старорусскими традициями, обычаями и привычками, они определяли основные направления быта российского населения XVIII в.

Но это вовсе не означало, что новшества захватывали всю страну. Наоборот, они лишь подчеркивали общую застойность, традиционность, бедность российской жизни.

Вне городской цивилизации оставалась огромная область российской жизни - село, деревня, сельское население. Здесь, как и в городах, ощущались большие перепады в условиях жизни, особенностях быта. С одной стороны, частью сельского населения являлось дворянство. После указа о вольности дворянской и Жалованной грамоты дворянству, освобождавших дворян от обязательной государственной и военной службы, значительная часть дворян поселилась в своих поместьях, занялась хозяйством, стала устраивать свою сельскую жизнь.

Конечно же, между представителями сельского дворянства существовали большие различия. Одно дело - богатые помещики, владельцы десятков тысяч крепостных душ. Эти богачи имели роскошные поместья с великолепными лдебными домами, построенными по проектам знаменитых архитекторов. Другое дело - мелкопоместные лнпряне, обладавшие полутора десятками крепостных.

И все же основную часть дворянства составляли средней руки помещики, владельцы сельской усадьбы. Такие чноряне не были отделены от крестьянской жизни непреодолимой стеной. Они постоянно общались с крестьянами, в их усадьбах жили дворовые люди, прислуга из тех крестьян. Господа и слуги годами находились бок о бок, соприкасались с истоками одной и той же народной культуры, традициями, обычаями, поверьями, лечились у одних и тех же знахарей, пили одинаковые настои и парились в бане одинаковыми березовыми вениками. К тому же значительная часть дворянства, вроде фонвизинов-ской госпожи Простаковой, была неграмотной или малограмотной. Сельские усадьбы таких дворян состав­ляли неотъемлемую принадлежность российской сельской жизни.

Последние новшества быта обходили стороной крестьянскую жизнь. Лишь небольшая часть крестьян выбивалась в люди. Они строили в селах хорошие, чистые, с печами-голландками избы, пользовались новыми предметами быта (посудой и мебелью), покупали добротную одежду и обувь, разнообразили еду.

Урок истории в 7 классе по теме «Быт и обычаи российских сословий XVIII века»

Цель урока:

Создать условия для формирования устойчивых представлений о различиях в жизни российских сословий.

Задачи:

Сравнить жизнь и быт российских сословий;

Пробудить интерес к российской культуре и быту;

Воспитывать уважение к традициям русского народа4

Формировать метапредметные навыки: работать с текстом, отбирать материал, анализировать данные, делать выводы, аргументировать свою позицию.

Технология : проблемно-поисковое обучение (на основе технологии развития критического мышления).

Методы и приемы:

Исследование

Групповая работа

Работа с учебником

Таблица и др.

Ход урока:

Стадия «Вызов»

Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться, насколько глубокие изменения произошли.

Прием «Знаете ли вы?»

Что такое сословия?

Какое сословие XVIII века окончательно оформилось как привилегированное?

Какой документ закрепил за дворянами их права и привилегии?

В чем еще можно увидеть разницу между сословиями?

Тема нашего урока «Быт и обычаи сословий российского общества XVIII века».

Какие сословия мы можем сравнить?

Стадия «Осмысление»

Итак, обследуем жилища дворян и крестьян. Будьте внимательны, запоминайте каждую деталь. Свои наблюдения вам нужно будет занести в таблицу.

Слайд 1. - Кому принадлежит этот великолепный особняк в стиле барокко? Обратите внимание на его размеры, материал.

Слайд 2. – А это внутреннее убранство дворянского дома. Посмотрите на детали интерьера (обстановка, украшения).

Слайд 3. – Чье это жилище? Крестьянская изба- очень добротная и нарядная.

Слайд 4. –Зайдем в гости. Кстати, стучать в дверь руками было у крестьян плохой приметой. Лучше в окошко. Связано это со множеством суеверий.

Слайд 5. – Загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Печь - главная достопримечательность крестьянской избы. Русская печь. С ней было связано много сказок, легенд, суеверий. Считалось, что под печкой живет домовой- хозяин и хранитель избы. Если семья переезжала в новую избу, обязательно брали из печи угольки. Так «перевозили» с собой домового.

Слайд 6. - Результаты своих наблюдений внесите в сравнительную таблицу. Воспользуйтесь справочным материалом.

Какой вывод по таблице вы можете сделать?

Продолжим наше исследование. Мы можем стать экспертами в моде XVIII века.

Слайд 7. – К какому веку относится одежда на этом слайде? (XVII век)

Какие сословия здесь представлены? (Бояре и крестьяне)

Как называется верхняя одежда, изображенная на слайде? (Кафтан

Чем отличается одежда боярина и крестьянина? (Тканью, красотой, отделкой, обувью, шапками)

Какой вывод вы сделаете? (В XVII веке одежда всех сословий была традиционной русской).

Слайд 8. – Среди этих милых девушек XVII века есть представительницы боярского, купеческого, крестьянского сословия. Можно ли их различить с первого взгляда? (Нет, практически невозможно.).

Слайд 9. – И снова XVIII век! Кто покажет представителей дворянского и крестьянского сословия?

Это было трудно? (Нет, все очевидно).

Работа в группах.

Познакомимся подробнее с одеждой основных сословий XVIII века. Для этого поработаем в группах. На ваших столах лежит раздаточный материал, учебники, справочный материал и подробная инструкция для работы. У каждой группы свое задание. Изучите инструкцию, распределите обязанности. (Каждая группа работает с определенной информацией, затем должна ее представить классу). Время работы – 7-10 минут.

1 группа- одежда мужчин - дворян.

2 группа – одежда мужчин – крестьян.

3 группа – одежда женщин – дворянок.

4 группа – одежда женщин – крестьянок.

Группы представляют свои работы, согласно инструкции.

Как вы думаете, можно ли крестьянину было носить такую же одежду, как у дворян? Почему?

Что показывала одежда русского человека в XVIII веке? (Его принадлежность к определенному сословию).

Это и будет еще один вывод по нашей теме.

Стадия «Рефлексия»

Слайд 10. – учащиеся 7 класса составили рассказ о пище дворян и крестьян в XVIII веке. Видимо, они невнимательно изучали материал. Найдите ошибки в тексте. Пользуйтесь материалом учебника (стр. 236 и 89).

Говорили в старину: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебушко ржаной – отец родной».

С чем связана простота и скудость пищи крестьян? (Бедность, дороговизна, нет времени на приготовления сложных блюд).

Стадия «Рефлексия»

Подведение итога, обобщение по теме.

Изменился ли быт крестьян по вашим наблюдениям?

Откуда пришли все изменения в жизнь дворян? (Из Европы).

Вернемся к утверждению, прозвучавшему в начале урока. Какой общий вывод можно сделать на основе полученной информации?

Слайд 11. Прием «Найдите лишнее»

Какие предметы не относятся к XVIII веку?

Нынешний год Указом Президента объявлен Годом кино. С помощью киноискусства мы прямо сейчас можем оказаться в XVIII веке, увидеть настоящих дворян и крестьян. Посмотрите кадры кинофильма «Формула любви».

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: подготовить сообщение об обычаях русского народа в XVIII веке (праздники, обряды, развлечения).

Русская культура в XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму.

Если в XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”). Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

Просвещение. Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные-на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские - в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание- 1707 г.).

“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине-второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы - для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.


Для обучения дворян возможностей было больше - частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней - университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И. И. Трубецкого, он родился в 1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где получил образование. Немало путешествовал по Европе. Затем с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел. В 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его.

В начале 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры - в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений-Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”).

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества - дать ему хорошее общее образование и "нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять.

Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен - они возвращались в него после окончания своего обучения. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.

Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).

При Петре I создали труды по истории Северной войны - “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты). Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд - “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки - он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин - описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые - М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.

В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,- утверждал автор,- помещики не вековые владельцы”.

Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он - сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I). Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти-демократии (народодержавства), аристократии и монархии-наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.

В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Историк Татищев во многих записях, “мнениях”, “проектах”;. ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению,- это дворянство.

Ускорение экономического развития России - мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд;

лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он - сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”.

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767-1768 гг.-дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.

А. Н. Радищев в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.

Фольклор. В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Во многих произведениях народного творчества их составители показывают “свирепство” помещиков, подневольное положение крепостных. “Куда ты ни сунься,- везде господа”,- сетует анонимный “Плач холопов”. Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).

Литература. В XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни:

в них мы встретим живые образы людей той поры - то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов-поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”).

В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты - пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России - А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М.М.Хераскова (тоже из молдаван), В. И.Майкова, Я. Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.

_________________________________________

Жизнь и быт основных сословий XVIII века

  1. Показать обучающимся особенности жизни основных сословий России XVIII века на фоне переходного периода в развитии страны – разложение феодальных порядков и зарождение капиталистических.
  2. Опираясь на технологию сотрудничества, формировать навыки работы с первоисточниками, сравнивать материал и делать выводы, составлять опорный конспект, работать с понятиями.
  3. Воспитывать на культурных традициях России, воспитывать любовь к прекрасному в жизни, уважение к трудовому народу.

Тип урока: комбинированный, погружение в предмет.

Основные понятия: «просвещенный абсолютизм», культура, сословие, дворяне, оброк,
барщина, закрепощение, вотчина, гильдия, поместье, закрепощение, мануфактура.

Оборудование:

  1. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVIIIв.
  2. А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
  3. Д.Фонвизин «Бригадир»
  4. В.С.Поликарпов. История нравов России. Восток или Запад.
  5. А. Терещенко. Быт русского народа.
  6. Б.Краснобаев. Очерки истории русской культуры XVIIIв.
  7. Я познаю мир. История моды.
  8. М.Семенова. Мы – славяне.
  9. Репродукции художников XVIIIв.
  10. Музыкальные произведения XVIIIв
  1. Вступление учителя.
  2. Положение дворян в России XVIIIв. а) высший свет
    б) провинциальное дворянство
  3. Жизнь и быт духовенства.
  4. Особенности быта купечества.
  5. Российское казачество XVIII века.
  6. Основное податное сословие России.

Задание. Докажите, что положение сословий России в XVIIIв.изменилось по сравнению с XVIIв. и в чем это выразилось.
Чтобы ответить на вопрос, каждый ученик получает опросный лист, который должен заполнить к концу урока, а дома составить опорный конспект – проект и защитить его.

Человек меняется и чтобы понять себе логику поступков людей прошлого, надо представить как они жили, какой мир их окружал, каковы были их представления о жизни, служебные обязанности; обычаи, одежда; почему они поступали так, а не иначе.
Следовательно, историческое познание предполагает изучение быта и нравов. При этом, быт понимается как обычное протекание жизни в её реально – практических формах, а нравы – как обычай, уклад общественной жизни. Л.Н.Толстой считал, что без знания простой жизни, без постижения её мелочей нет понимания истории.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.

Сегодня мы пойдем в музей быта и нравов населения России XVIIIв.
Нам помогут рассказать об этом экспонаты музея: документы XVIII века, картины, предметы быта, архитектура.
Разным был быт и нравы населения. А чем это определялось?
К XVIII веку сформировались сословия. Что такое сословие? Какие сословия были в России этого периода?

Задание. Докажите, что жизнь сословий изменилась по сравнению с XVII в.
Индивидуальнее листы опроса помогут в этом. Материал Вы используете для проекта на следующий урок.
В музее представлен документ «Жалованная грамота дворянству».
Вспомните, кто правил в России в это время?
Как историки называют внутреннюю политику Екатерины II?
Почему опорой самодержавия были дворяне? Какова была жизнь дворян?
1)Рассказ о высшем свете и провинциальном дворянстве.
Звучит музыка. Боккерини «Менуэт».

Ученики рассказывают о высшем свете, воспитании в Смольном институте, о досуге, питании, провинциальном дворянстве.

Высший свет. Дворянство.

Владение большей собственностью означает и больший престиж, более высокое положение в социальной иерархии. Представители класса собственников стремились демонстрировать свое богатство; праздный образ жизни и «демонстративное поведение» есть важнейшие свойства «праздного класса». Стремление к праздности порождает и кодекс приличий, и правила поведения. Верхний слой дворянства, в котором потонули остатки боярства, представляет собой слияние представителей родословного боярства (Голицыны, Долгорукие,Шереметевы), провинциального дворянства (Ордин – Нащекин), «убогого шляхетства» и слоев «ниже шляхетства» (Нарышкины, Лопухины), холопства (Курбатов, Ершов)), иноземцев (Шафиров, Ягужинский, Миних). По этническому составу верхний слой дворянства был весьма разнообразным – в него входили служилые люди из московского государства, из татарских орд, их кавказских народов, из поляков, немцев, литовцев и др. К эволюции нравов высшего света можно применить характеристику В.Ключевского: « …петровский артиллерист и навигатор через несколько времени превратился в елизаветинского петимера (великосветский кавалер), а петимер при Екатерине II превратился в свою очередь в home de letters (литератор), который к концу века сделался вольнодумцем…; прошедший указанные моменты развития в течение XVIIIв. Положение этого класса в обществе покоилось на политической несправедливости и венчалось общественным бездельем; с рук дьячка – учителя человек этого класса переходил на руки к французу – гувернеру, довершал свое образование в итальянском театре или французском ресторане, применял приобретенные понятия в столичных гостиных и доканчивал свои дни в московском или деревенском кабинете с Вольтером в руках…На Западе, за границей, в нем видели переодетого татарина, а в России на него смотрели, как на случайно родившегося в России француза». Однако «праздность» в истории нравов России не были бесплодными – в результате вырабатываются хорошие манеры, повышается уровень культуры. В высшем свете требуется, чтобы знатный человек умел разбираться до тонкостей в качестве еды, питья, костюма…» это оказывает влияние на образ жизни, воспитание. Для такого эстетического развития способностей нужно время, силы и требования, предъявляемые к благородному господину. Все вместе взятое ведет к превращению его праздной жизни в усердное занятие освоением секретов приличного образа жизни. Отсюда устройство дорогих увеселений, пиров и балов, раздаваемые подарки. В качестве примера можно привести фрагменты из жизни фаворита Екатерины II князя Г.Потемкина. В честь царицы он устроил праздник в Таврическом дворце. Оркестр из 300музыкантов исполнял музыку, дворец освещали 140тысяч лампад и 20тысяч восковых свечей. После просмотра двух французских комедий и двух балетов, начался бал. Затем подан ужин на 42 стола, уставленных посудой из серебра и фарфора с отличными яствами. Бал длился до утра. Весь праздник обошелся по скромным подсчетам в 200000рублей. В царствование ЕкатериныII непомерная роскошь настолько была сильна, что императрица издала указ о том, как и кому ездить. Двум первым классам (по табели о рангах) ездить цугом с двумя вершниками; 3,4,5 классам – только цугом; 6 -8 классам – четвернею; обер – офицерам – парою; не имеющим офицерских чинов – верхом. Ливреи лакеев тоже были разными в зависимости от ранга их хозяев. И нравы в высшем свете были таковы, что если кто – нибудь приезжал в гости к вельможе в несоответствующем его положению экипаже и одежде, то его просто не принимали, а потом выражали ему порицание и возмущение. В 1763г. по инициативе Екатерины II создана комиссия народного образования, которую возглавил И. Бецкой. Обсуждая проект, говорили о воспитании «новой породы» людей, имя в виду образование девиц в духе «благочувствия», светского обхождения и учтивости, развитие их интеллекта, становление характера. В 1764г. в Петербурге было создано Воспитательное общество благородных девиц. Учебное заведение расположилось на территории Воскресенского монастыря, где прежде размещался Смоляной двор. Поэтому новое учреждение стали называть Смольным институтом. Это было закрытое учебное заведение для девочек из привилегированных семей дворянской знати. В институте было определено 200 воспитанниц в возрасте с 6 до 18 лет. В 1765г. при нем открылось отделение для мещанских девиц. Девушек готовили к светской жизни, поддерживалась привычка к роскоши: например, скатерти на столах менялись к каждому приему пищи, подавалось столовое серебро. Институт был закрытым, на весь срок обучения семьи передавали дочерей воспитательному совету, который управлял делами Смольного.
Сохранились воспоминания смолянок (прием драматизации).

« Распорядок был жесткий. В семь часов утра в дортуарах раздавался звонок на подъем. Воспитанницы умывались и одевались в костюм для гимнастических упражнений. Затем в каждом классе отдельно совершалась молитва. После этого все шли на гимнастику. Около 8 часов утра смолянок собирали на большую молитву, которая проводилась в присутствии начальницы заведения и дежурной инспектрисы. После молитвы все шли в столовую, где давали горячий чай, молоко, белый хлеб с маслом, ветчиной, мясом.
Уроки начинались в 9 часов утра и продолжались три часа с 10-минутными перерывами. В 12 часов были завтрак и молитва. После чего смолянки отправлялись на прогулку. С двух до пяти часов дня – вновь занятия в классах. Затем следовал обед и получасовой отдых. С шести до восьми вечера готовили уроки, в восемь подавался вечерний чай и в течение часа воспитанницы занимались своими делами. Спать ложились в 21час.»
С 6 до 9 лет преподавали русский язык, французский язык, арифметику, рисование, рукоделие, танцы, музыку. С 9 до 11 лет девицы читали нравоучительные и исторические книги, их учили шить на себя платья и вязать чулки. В институте обучали стихосложению, пению, игре на музыкальных инструментах, знакомили с геральдикой и архитектурой. В старших классах введены занятия, приобщающие к домашней бухгалтерии: запись расходов, хозяйственные расчеты. В двух последних классах девушки получали навыки светского обхождения. По воскресным дням проводились балы, куда приглашались родители, родственники, кавалеры. В Смольном следили за литературной жизнью общества, читали журналы, имелся свой театр.

Провинциальное дворянство.

При рассказе о провинциальном дворянстве используется прием драматизации по пьесе Д.Фонвизина «Бригадир»

Цель: cформировать представления учащихся о повседневной жизни жителей России в конце 18 века.

  • уметь воссоздать исторический образ;
  • сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

Ход урока

(Звучит музыка из репертуара русских народных песен. На её фоне учитель начинает урок. Постепенно музыка смолкает.)

Учитель: Сегодня у нас с вами урок-путешествие. Но путешествовать мы будем не в пространстве, а во времени. И перенесемся с вами в коней 18 века. Посмотрим, как жили различные слои населения в этот период времени.

Тема сегодняшнего урока “Быт и обычаи русского народа в конце 18 века”.

Вопрос: Скажите мне, что такое “быт”?

(БЫТ – повседневная жизнь. Определение написанное на листе бумаги прикрепляется на доску).

Вопрос: Что мы, прежде всего, подразумеваем под повседневной жизнью?

(Ответы детей: питание, одежда, дома и т.д.)

Учитель: На каждой парте лежат листы бумаги, на которых записаны слова, среди них нужно найти те, которые относятся к жизни людей 18 века: лапти, телевизор, камзол, замок, многоэтажка, диски, карандаш, президент, книга, ярмарка, мортира, лодка, фаворит, треуголка, ухват, лучина, босоножки, машина и другие слова. (Можно эти же слова вывести на экран мультимедиа).

Вопрос: Почему вы выбрали именно эти слова?

(Слова, напечатанные на бумаге прикрепляются к доске. Если в презентации, то выделены другим цветом).

Вопрос: К каким сферам жизни отнесем выбранные слова?

  • жилище,
  • одежда,
  • предметы быта.

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет об этих составляющих быта людей, живших в 18 веке. Предоставляю слово своим помощникам, которые приготовили небольшие сообщения о жизни различных слоев населения 18 века.

Сообщения учащихся с одновременным показом презентаций, которые заранее подготовили сами учащиеся.

Презентация 1 (не представлена, т.к. имеет большой размер, находится у автора статьи)

1. Сообщение и показ презентации “Жилище знати”

Жилище высших слоев населения 18 века

Я хочу рассказать о том, как стали жить в конце 18 века высшие слои общества. (Слайд 2) По сравнению с началом 18 века даже цари стали жить роскошнее. Самым крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге. (Слайд 3) Также знаменитыми были Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли.

(Слайд 4) Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад.

(Слайд 5) Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием.

(Слайд 6) Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. (Слайд 7). Например, по приказу Екатерины 2 богатейший Мраморный дворец был построен для Григория Орлова, Таврический - для Григория Потемкина.

Старались не отставать от царей и вельможи. (Слайд 8) Они строили себе по несколько дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Вельможи старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. (Слайд 9) Дворцы украшали фресками, мозаиками, в мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, в позолоченных клетках пели канарейки и говорили попугаи. (Слайд 10)

Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. (Слайд 11) При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. Впервые в 18 веке появилась нумерация домов по улицам, а раньше она была порядковой. Поэтому рядом с домом номер 7 мог стоять дом под номером 342. Все чаще в городских домах в окна вставляли стекла, а не слюду, как прежде.

Крестьянские избы строились по старому. Для них 18 век не принес никаких перемен.

2. Сообщение и показ презентации “Одежда знати 18 века”. Презентация 3

Одежда высших слоев населения (слайд 1)

В одежде высших слоев российского общества в течении 18 века произошли огромные изменения. (Слайд 2) Введенные Петром 1 западноевропейские фасоны платья теперь не внедрялись насильственно. (Слайд 3) Русское дворянство начало выписывать модные одежды из Европы, а затем стали приглашать модных модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. (Слайд 4)

Очень сложными были женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на неё платье. Теперь её талия казалась очень узкой. Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена.

(Слайд 5) Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. (Слайд 6) В связи с этим у дамы из высшего общества имелось огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, (слайд 7) например, во время московского пожара сгорело 4 тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё 15 тысяч платьев.

Мужская одежда тоже сильно изменилась. (Слайд 8) Вместо длиннополой мешковатой традиционной одежды дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шелка.

(Слайд 9) Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Стоимость парадного платья Григория Потемкина (слайд 9) составляла, например, 200 тысяч рублей, что было примерно ровно годовому оброку 40 тысяч его крестьян. (Слайд 10) Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, иногда даже бриллиантами. Цена такой обуви порой достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами.

3. Сообщение учащегося и показ презентации “Быт русского народа”. Презентация 2

Быт народа 18 века

За сотню лет быт крестьян практически не изменился. Крестьянский двор представлял собой избу, крытую соломой или дранкой. Изба топилась по черному. (Слайд 2) Рядом с домом находился хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). (Слайд 3) Освещали избу лучиной, которую вставляли в печные расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста.

(Слайд 4) Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен. Они служили не только для сидения, но и для ночлега. Зимой крестьянская семья спала на печи – это было самое теплое место в доме.

(Слайд 5) Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных. Слайд 6 Обувью служили в основном лапти. Зажиточные крестьяне носили обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи, а порой и сапоги.

(Слайд 7) В праздничные дни крестьянки одевали одежду, которую хранили и часто передавали по наследству. Расшитый сарафан, кокошник.

(Слайд 8) Посуда была деревянной и глиняной. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными ложками.

4. Сообщение учащегося “Питание различных слоев населения в конце 18 века”

Питание основной части населения российской империи оставалось традиционным. Для богатого и среднего городского населения в 18 веке привычными стали сосиски и сардельки, салаты, колбасы, котлеты.

Был нарушен главный принцип допетровской системы питания – раздельное питание, не допускавшее смешивания продуктов при готовке блюд. Если раньше тушки животных и птиц зажаривались целиком на вертеле, то теперь мясо жарили кусочками. Стали впервые использовать плиты и сковороды.

Больше всего перемены в пище коснулись высшего света. Здесь влияние западной кухни было огромным. Фактически все популярные в Европе рецепты различных блюд попробовали русские вельможи. а некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых блюд. Например, повар Оливье изобрел рецепт самого известного сегодня салата, называемого на западе его именем или просто “русским”. А традиционную русскую пищу знать старалась употреблять лишь в домашней обстановке.

Широкое распространение в 18 веке получили званные обеды. Они обычно длились по 4 – 5 часов. Еще до начала обеда пришедшим предлагалась водка с легкой закуской – икрой, сырами, соленой рыбой. Позже все приглашенные шли в обеденный зал. За обедом могли быть поданы 80 – 100 блюд. Вначале – до 10 разных супов. За ними следовали закуски – Куринные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. После этого выносили горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты, фаршированных поросят и козлят. К ним подавались специальные соусы.. затем следовали новые закуски – копченые языки, угри, раки, креветки, устрицы. В завершение подавали сладкий десерт. Завершался званный обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.

А вот в питании простого народа мало, что изменилось в течение века. По-прежнему основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Много употребляли в пищу овощей: капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Использовали в пищу также лесные орехи, грибы, ягоды.

Учитель: (благодарит детей за выступления)

Есть ещё одна сторона жизни народа. Это досуг. Что это такое? (Досуг – занятия в свободное время. Слово напечатанное на листе вывешивается на доску. Либо его выводят на экран в презентации).

Учитель: Чем же занимались в свободное время разные слои населения. Давайте посмотрим, чем занимались в часы досуга высшие слои населения. Откройте учебник на странице 238 (автор Данилов, Косулина). Прочитать и ответить на мой вопрос.

Учитель: Беседа с классом:

  • Как же проводили досуг простые люди?
  • Много ли у них было свободного времени?
  • Почему?
  • Чем занимались в свободное время люди низших слоев населения?
  • Назовите праздники, которые отмечали люди в 18 веке? (Дети называют Масленицу, Пасху, Рождество).

Учитель: В январе отмечается Рождество Христово. На Рождество в 18 веке молодежь колядовала.

  • Скажите, что такое “колядки”? (Обрядовые песни).
  • Знаете ли вы какие-нибудь колядки?
  • Объясните смысл этого старинного обычая “колядок”?

(Если есть время, то можно включить записи колядок).

Вопрос: Сделайте вывод, как изменился быт разных слоев населения в России в течение 18 века? (Выводы учащихся)

Учитель: Перемены в быте 18 века были действительно огромны. Если посмотреть на Россию начала и конца 18 века, то перед нами будет во многом другая страна. Но все эти перемены коснулись в основном высших слоев населения. Для абсолютного большинства населения почти ничего не изменилось.

Далее, если есть время то можно проверить детей, как они усвоили материал. Для этого им раздаются листы с тестом (всего 5 вопросов). Ребята должны выполнить за короткое время. Либо данный тест дать в презентации. Тогда возможна работа с классом.

Приложение № 1. Тест.

Рефлексия. Ребята, вы, наверное, знаете, что простые люди стремились украсить свою домотканую одежду вышивкой. Да и дома украшали резьбой по дереву и рисунками. Но какой же домик без красивого окна. У меня на доске – окно (нарисованное). Его нужно украсить. У каждого на парте по 2 птички, вырезанные из бумаги разных цветов. Если вам понравился урок и вы узнали что-то интересное, новое, то к окну нужно прикрепить желтую птичку. А если по какой-то причине вы остались равнодушны, вам не понравилось, то птичка может быть белой. (Ребята прикрепляют птичек. Учитель выставляет оценки).

Домашнее задание п 32.

Приложение

Тема “Быт и обычаи в конце XVIII века”

Выберите один вариант ответа.

1. Для какого вельможи был выстроен Мраморный дворец в Санкт-Петербурге?

а) Г. А. Потёмкина,

б) П. А. Зубова,

в) А. М. Дмитриева-Мамонова,

г) Г. Г. Орлова.

2. Жилища какой социальной группы подверглись наибольшим изменениям в XVIII в.?

а) крестьян,

б) духовенства,

в) дворянства,

г) посадского населения.

3. Что представляла собой одежда большинства населения России в XVIII в.?

а) западноевропейскую одежду,

б) традиционную русскую одежду,

в) смешение русского и западноевропейского стилей в одежде.

4. Укажите обычные формы досуга знати в XVIII в.

а) колядки,

б) кулачные бои,

в) званые обеды,

г) карнавалы,

д) игра в карты,

5. Какие изменения произошли в жилищном строительстве в XVIII в.?

а) повсеместно на смену слюде в окнах пришло стекло,

б) появилась поуличная нумерация домов,

в) увеличилось количество этажей,

г) изменилась планировка жилого дома,

д) дома стали строиться только из камня.

  1. в, г, д, е
  2. а, б, г