«Жить - хорошо», - утверждают одни. «А хорошо жить - еще лучше», - добавляют другие. И с этим, как говорится, не поспоришь. Но в жизни бывает всякое, и так же очевидно, что, потеряв работу, о благополучии говорить уже не приходится. Только бы выжить! К сожалению, в условиях рыночных отношений от потери работы практически никто не застрахован. Куда нужно обращаться, какие документы готовить, какие положены выплаты? С этими вопросами к кадровикам обращаются нередко, а в тяжелой ситуации так важно дать грамотные рекомендации и советы. Наша статья поможет вам разобраться в этих вопросах и при необходимости оказать помощь тем сотрудникам, которые по каким-либо причинам увольняются из вашей организации, а найти новую работу своими силами им не удается.

Безработица - одна из глобальных социально-экономических проблем современности. Для российского общества, в котором в течение продолжительного периода безработица официально не признавалась, а распределение трудовых ресурсов с целью поддержания полной занятости происходило в административном порядке, данная проблема является относительно новой. Тем не менее это не снижает ее остроты.

Кстати сказать

Безработица (англ. - unemployment) - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (трудоспособного, экономически активного населения) не находит применения своему труду, не получает работу. Безработица отражает несовпадение предложения рабочей силы и спроса на нее на рынке труда, их количественное и качественное несоответствие.

Сейчас уровень безработицы в России даже ниже, чем до начала кризиса - осени 2008 г. Современные проблемы мировой экономики не должны оказать особого влияния на рынок труда в России. Общая численность безработных в стране за полгода сократилась на 1,2 млн человек: с 5,8 млн человек в январе текущего года до 4,6 млн в июне, или с 7,8% до 6,1% от экономически активного населения. Впервые по этому показателю мы вышли на докризисный уровень.

Численность официально зарегистрированных безработных за период январь - июнь 2011 г. снизилась на 164 тыс. человек - до 1,4 млн человек; число не полностью занятых граждан - на 220 тыс. человек. Количество вакансий в России, по данным на конец июня, сравнялось с числом безработных. Коэффициент напряженности на рынке составляет 1.

В современных условиях рыночной экономики, преодоления последствий финансово-экономического кризиса любой человек может столкнуться с трудностями при поиске работы. Одна из форм социальной защиты безработных - предоставление пособия по безработице.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим выплату пособий по безработице, является Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости). А претендовать на такую поддержку гражданин может только после того, как получит статус безработного. Иными словами, для получения пособия надо, чтобы государство признало его безработным.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН БЕЗРАБОТНЫМ?

Согласно Закону о занятости «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней». Таким образом, для признания гражданина безработным его положение должно отвечать ряду условий.

Условие 1. Гражданин является трудоспособным. Это означает, что, во-первых, он должен быть старше 16 лет (независимо от пола) и моложе 60 (мужчины) или 55 лет (женщины). Во-вторых, он должен быть признан трудоспособным по состоянию здоровья. Инвалиды предоставляют индивидуальную программу реабилитации (ИПР), составленную органами медико-социальной экспертизы (МСЭ), где указано, какими видами деятельности им разрешено заниматься.

Обратите внимание! Полный перечень тех, кто признается занятым (и, соответственно, не может быть признан безработным), см. на www.сайт

Условие 2. Гражданин не является занятым, т. е. в настоящее время у него нет ни работы, ни заработка. Это означает, что гражданин:

  • не работает по трудовому, гражданско-правовому или авторскому договору;
  • не находится ни на какой оплачиваемой работе (включая сезонные, временные работы, работу по совместительству);
  • не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет;
  • не учится на очном отделении в образовательном учреждении и т. д.

Условие 3. Гражданин готов незамедлительно воспользоваться первым предложением подходящей работы со стороны службы занятости.

Подходящая работа

Подходящей считается такая работа (в т. ч. временного характера), которая соответствует ряду факторов.

Фактор 1. Профессиональная пригодность и подготовка гражданина.

Профессиональная пригодность оценивается по документам об образовании, записям в трудовой книжке, документам о повышении квалификации. При подборе работы предпочтение отдается той профессии, по которой лицо работало перед обращением в службу занятости. Разумеется, учитываются и личные пожелания.

Фактор 2. Условия последнего места работы.

Соответствие, о котором идет речь, прежде всего, касается вопросов оплаты и охраны труда. Заработная плата по предлагаемой работе должна быть не ниже среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. В то же время, если среднемесячный заработок на прежнем месте работы гражданина превышал величину прожиточного минимума, установленную в данном регионе (субъекте Федерации), то данное правило на него не распространяется. В этом случае подходящей считается работа с оплатой не ниже величины прожиточного минимума в регионе.

Предположим, на прежней работе гражданин получал 20 000 руб., а величина прожиточного минимума в регионе - 10 693 руб. (как в Москве в I квартале 2011 г.). Тогда подходящей для него будет считаться работа с оплатой от 10 693 руб. в месяц. А вот от зарплаты менее 10 693 руб. он может смело отказываться.

Если же заработок на прежней работе в том же регионе составлял, например, 10 000 руб. (меньше прожиточного минимума), то подходящей будет считаться работа с заработком от 10 000 руб.

По сложившейся практике учитывается также режим работы предприятия, с которого уволился гражданин, продолжительность рабочего времени, характер выполняемой работы.

Фактор 3. Состояние здоровья безработного.

К примеру, человек по профессии «химик» страдает аллергией на то или иное вещество. При этом круг предприятий химической промышленности, на которых он может работать, ограничивается.

Фактор 4. Транспортная доступность рабочего места. Максимальную удаленность места работы от места жительства гражданина определяют органы службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Словарь кадровика

Бывают ли такие ситуации, когда любая оплачиваемая работа считается подходящей?

Действительно, в некоторых случаях таковой является любая оплачиваемая работа, включая труд временного характера. Любая предложенная работа будет считаться подходящей в случаях, если безработный:

  • ищет работу впервые и при этом не имеет профессии;
  • за год, предшествующий обращению в службу занятости, увольнялся за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия более одного раза;
  • прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность или вышел из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законом порядке;
  • ищет работу после длительного (более одного года) перерыва;
  • направлен на обучение, но оказался отчисленным за виновные действия;
  • отказался повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоит на учете в службе занятости более 18 месяцев и при этом более трех лет не работает;
  • обратился в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН БЕЗРАБОТНЫМ?

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости некоторые категории граждан не могут быть признаны безработными.

Категория 2. Граждане, которым назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в т. ч. досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Обратите внимание! Решение о проверке документов и об отказе в признании безработным принимает сотрудник органов службы занятости

Категория 4. Лица, которые представили в органы службы занятости документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания их безработными.

Категория 5. Граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

Категория 6. Лица, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.

РЕГИСТРАЦИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

НА № 2‘2011 Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения на основании решений о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными (п. 2 Порядка регистрации безработных граждан, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2010 № 847н).

Нередко сотрудники, которые увольняются из нашей организации, спрашивают, стоит ли им вставать на учет в органы службы занятости, если они не смогут быстро найти работу. От таких действий мы их, конечно, не отговариваем. Более того, хотим даже сделать небольшую памятку уволенному, чтобы такой сотрудник точно знал, какие шаги ему следует предпринять для регистрации в органах службы занятости. Помогите, пожалуйста, разобраться, какие документы необходимо предъявить для этого в службу занятости?

Гражданам, потерявшим работу, для постановки на учет необходимо предъявить:

  • трудовую книжку (или заменяющие ее документы);
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
  • справку о среднемесячном заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Эта справка не нужна, если гражданин ищет работу после длительного (более года) перерыва или если в течение года до признания безработным суммарное время его оплачиваемой работы составляло менее 26 недель (в пересчете на полный рабочий день, полную рабочую неделю).

Для тех, кто впервые ищет работу (ранее не работал), не имеет профессии (специальности), необходимо предъявить:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • документ об образовании.

Если лицо получает пенсию по инвалидности, ему нужно представить заключение МСЭ о рекомендуемом характере и условиях труда, а также индивидуальную программу реабилитации инвалида. Если имеются те или иные проблемы со здоровьем, желательно представить соответствующие медицинские справки. Так как работу будут подбирать, учитывая состояние здоровья гражданина, то важно с самого начала правильно сориентировать работников службы занятости на то, какой именно труд является подходящим.

С какого момента гражданин считается безработным?

Обратите внимание! Решение о признании лица безработным принимается не позднее 11 дней со дня подачи всех требуемых документов

Служба занятости принимает решение о признании лица безработным не позднее 11 дней со дня подачи всех необходимых документов. В течение этого времени служба занятости может предложить гражданину варианты работы или же получения профессиональной подготовки (если он устраивается на работу впервые). Если он согласится с одним из предложенных вариантов, то до признания безработным дело не дойдет. Если же за это время подходящей работы не найдется, лицо получит статус безработного.

При этом начало безработицы отсчитывается со дня подачи заявления. И соответственно первая выплата пособия производится спустя месяц после этого дня.

С какой частотой нужно проходить перерегистрацию в службе занятости?

Сроки перерегистрации устанавливаются органами службы занятости, но она должна происходить не более двух раз в месяц.

Безработные граждане, не явившиеся на перерегистрацию в качестве безработных в установленные государственными учреждениями службы занятости сроки, могут подтвердить наличие уважительных причин неявки, предъявив документы, выданные в установленном законодательством РФ порядке уполномоченными органами и организациями. Такими документами являются:

  • листок нетрудоспособности;
  • повестка о прохождении медицинской комиссии при призыве на военную службу, на военные сборы, привлечении к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе;
  • документы, подтверждающие участие в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
  • повестка в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого и т. д.

Если гражданину по тем или иным причинам в установленном порядке отказали в присвоении статуса безработного, он имеет право повторно обратиться в службу занятости только спустя один месяц со дня отказа.

В нашей организации проводится сокращение штата. Многих работников, подлежащих сокращению, мы смогли перевести на имеющиеся вакансии, но, к сожалению, всех не трудоустроили. В течение срока предупреждения сотрудники работу найти не смогли, и сейчас просят их проконсультировать по поводу того, стоит или не стоит им вставать на учет в службу занятости. Встать на учет я, конечно, им посоветовала. Средний заработок за третий месяц они смогут получить только при этом условии, если, конечно, раньше работу не найдут. Но есть такие вопросы, на которые я сразу им ответить не смогла. Вот, например, их интересует, что они должны будут делать, если предлагаемая работа не будет их устраивать? Что мне им посоветовать?

Действительно, подобранная органами по трудоустройству работа может показаться гражданину неподходящей. Причин тому может быть несколько. Не исключено халатное исполнение обязанностей со стороны сотрудников органов службы занятости. Возможно, сам гражданин недостаточно подробно проинформировал специалистов по трудоустройству о том, какого рода работа ему нужна. Практика показывает, что учет требований безработного во многом зависит и от того, какое впечатление он произведет на сотрудника службы занятости. Поэтому нелишним будет отнестись к поиску работы с помощью службы занятости так же, как к самостоятельному поиску работы, а к встрече с сотрудником службы занятости - как к собеседованию при приеме на работу.

Далее следует помнить главное: навязать гражданину любую работу по принципу «все равно он безработный» в службе занятости не имеют права. Закон достаточно детально определяет понятие подходящей работы, которую обязаны предлагать сотрудники службы занятости населения (хотя, разумеется, по договоренности могут подыскивать и другие варианты).

В то же время, отказываясь от предложений подходящей работы в период безработицы, гражданин рискует тем, что ему могут приостановить выплату пособия.

РАЗМЕРЫ, ПОРЯДОК И СРОК ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ

Закон о занятости населения определяет две основные категории безработных.

Категория 2. Все остальные граждане, в т. ч.: впервые ищущие работу (ранее не работавшие); возобновляющие поиски работы после длительного (более одного года) перерыва; уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия и др. (п. 2 ст. 30 Закона о занятости).

Существуют свои особенности при выплате пособия людям предпенсионного возраста. Так, в соответствии с п. 1 ст. 32 Закона о занятости гражданам, не достигшим возраста 60 (мужчины) и 55 лет (женщины) и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренное ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается - сверх установленных 12 месяцев - на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в ст. 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

В зависимости от того, к какой категории отнесен безработный, ему назначают период времени, в течение которого он будет ежемесячно получать пособие по безработице в определенном размере.

Время, в течение которого безработному выплачивается пособие, в свою очередь, разбивается на два периода. Разница между двумя периодами выплат лишь в том, что для каждого из них определен свой размер пособия (для второй категории безработных размер пособия одинаков в первом и во втором периоде). Никаких «промежуточных комиссий», которые бы по окончании периода решали, продолжать или останавливать выплаты, нет и быть не может.

Бывшие наши сотрудники нередко по старой памяти звонят в кадры и хотят получить консультацию по интересующим их вопросам. Мы никому не отказываем, со всеми сохранились очень хорошие отношения. Так почему бы не помочь людям? Тем более что еще неизвестно, как повернется, может, они к нам работать вернутся. Но есть такие моменты, когда мы сомневаемся, сможем ли дать грамотный ответ. Один наш сотрудник в настоящее время безработный и получает пособие по безработице. Его интересует, может ли продлеваться срок выплаты этого пособия?

Выплата пособия по безработице не производится в следующие периоды:

  • отпуск по беременности и родам;
  • выезд безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • призыв безработного на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Эти временные интервалы не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и, соответственно, продлевают его.

Пособия для первой категории безработных

Чтобы быть включенным в первую категорию, необходимо, чтобы в течение 12 месяцев перед началом безработицы у гражданина было не менее 26 календарных недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели). Или же он должен проработать на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) столько, чтобы суммарное время работы за год составило не менее 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Первый период выплаты пособия по общему правилу не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Если по истечении 12 (18) месяцев безработный так и не смог трудоустроиться, то начинается второй период выплаты пособия той же продолжительности. Общий период выплаты пособия в итоге не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размеры пособия

В первом 12-месячном периоде со дня регистрации в органах службы занятости пособие начисляется в процентном отношении к среднемесячному заработку, который подсчитывается за последние три месяца по последнему месту работы (службы):

  • в первые три месяца - в размере 75%;
  • в следующие четыре месяца - в размере 60%;
  • в дальнейшем - в размере 45%.

Обратите внимание! На 2012 год минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., а максимальная -4900 руб. (постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 888)

Каков бы ни был порядок определения пособия, его размер ограничен максимальной величиной пособия по безработице. В то же время он не может быть ниже минимальной величины пособия. Максимальный и минимальный размеры пособия определяются ежегодно.

Соответственно и размер пособия будет заключен в этих пределах. Единственное исключение касается жителей регионов, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях (например, на Крайнем Севере). В этих районах минимальная и максимальная величина пособия увеличиваются на районный коэффициент.

Во втором 12-месячном периоде пособие по безработице выплачивается в минимальном размере (в районах с тяжелыми природно-климатическими условиями - увеличенном на районный коэффициент).

Пособия для второй категории безработных

Пособие безработным, относящимся ко второй категории (в т. ч. прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства), выплачивается в два периода, но они более короткие, чем для безработных первой категории. Каждый период не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

Общий период выплаты пособия по безработице в этом случае не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Величина пособия для безработных второй категории установлена в минимальном размере (на 2012 год - 850 руб.).

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЫПЛАТ

При некоторых условиях выплата пособия по безработице может приостанавливаться. Период, на который приостанавливается выплата, засчитыва-ется в общий период выплаты пособия по безработице и не продлевает его.

Обратите внимание! Время приостановки выплат не может превышать трех месяцев

Выплата пособия по безработице приостанавливается в ряде случаев.

Случай 1. Отказ от двух вариантов подходящей работы.

Случай 2. Отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости со стороны граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.

Случай 3. Явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

Случай 4. Увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия.

Случай 5. Нарушение лицом без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

Случай 6. Самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Может ли выплата пособия по безработице полностью прекращаться?

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях, если:

  • гражданина признали занятым;
  • служба занятости направила гражданина на обучение, причем по месту обучения полагается стипендия;
  • гражданин длительно (более месяца) не является в службу занятости без уважительных причин;
  • гражданин переехал в другую местность (устраиваться на работу потребуется через местную службу занятости);
  • гражданин попытался добиться выплаты пособия путем подделки документов, предоставления ложной информации или другим обманным путем - с момента обнаружения подделки, выяснения истинной информации и т. п.;
  • гражданин приговорен к исправительным работам или лишению свободы;
  • гражданину назначили трудовую пенсию по старости (в т. ч. досрочно) или пенсию по старости либо за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • гражданин написал письменное заявление с отказом от посредничества службы занятости в поиске работы.

Кроме того, размер пособия по безработице органы службы занятости могут сократить на 25% на срок до одного месяца (с обязательным уведомлением безработного) в двух случаях.

Случай 1. Неявка без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости.

Случай 2. Отказ без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Что такое требования к подбору подходящей работы?

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1).

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:

а) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение 1-го года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

б) отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

в) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3-х лет не работавших;

г) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

а) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

б) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

в) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Требования к подбору подходящей работы (далее – Требования к подбору подходящей работы) установлены Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891. Требованиями к подбору подходящей работы установлено, что подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

При подборе подходящей работы транспортная доступность рабочего места определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан.

Для зарегистрированных граждан, вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после увольнения по любым основаниям, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

Для зарегистрированных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), имеющих профессию (специальность), вставших на регистрационный учет в течение 12 месяцев после окончания обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессии (специальности) с учетом уровня квалификации, состоянию здоровья граждан и транспортной доступности рабочего места.

Зарегистрированным гражданам, впервые ищущим работу, ранее не работавшим и при этом не имеющим профессии (специальности), выдается не более 2 предложений о профессиональном обучении или направлений на оплачиваемую работу, включая работу временного характера, требующую или не требующую (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающую требованиям трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы не допускается:

а) предложение одного и того же варианта работы дважды, а для граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих профессии (специальности), предложение одного и того же варианта профессионального обучения или дополнительного профессионального образования дважды;

б) направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места;

в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия;

г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы.

При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями. При направлении лиц к потенциальным работодателям на бирже труда должно быть выдано не более 2-х направлений на работу одновременно.

Поскольку приобретение и сохранение статуса безработного связано с такими понятиями, как подходящая и неподходящая работа, остановимся на них подробнее.

В соответствии со ст.4 Закона «О занятости населения в РФ» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Транспортная доступность - это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа (включая работу временного характера и общественные работы), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

  • * впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • * отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
  • * состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
  • * обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если:
  • * она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • * условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • * предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины указанного прожиточного минимума.
  • 3) Права и обязанности безработного

Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

  • * право на содействие в поиске подходящей работы (ст.4 Закона о занятости);
  • * право на выбор места работы (ст.8 Закона о занятости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10 Закона о занятости);
  • * право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст.9, 23 Закона о занятости);
  • * право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст.24 Закона о занятости);
  • * право на получение содействия в организации собственного дела.

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

  • * пособие по безработице (ст.30-35 Закона о занятости);
  • * стипендия на период обучения по направлению службы занятости (ст.29 Закона о занятости);
  • * материальная помощь безработным и членам их семей (ст.36 Закона о занятости);
  • * организация отдыха и лечения детей безработных граждан;
  • * возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости (абз. 5 п.1 ст.28 Закона о занятости);
  • * оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п.8 ст.29 Закона о занятости). Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж.

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).

Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости.

Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст.159 УК РФ за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания - лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Правовой статус безработного представляет собой совокупность его прав и обязанностей. В гл. II Закона о занятости определен перечень основных (статутных) прав безработных, по некоторые из них, равно как и обязанности, закреплены и в других главах (например, право на пособие но безработице).

Так, безработный имеет право:

  • – на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;
  • – бесплатную консультацию и бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • – бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
  • – бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
  • – самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
  • – обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ;
  • – социальную поддержку в виде:
    • а) выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
    • б) выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
    • в) материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе и в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
    • г) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости;
    • д) предоставления возможности участия в оплачиваемых общественных работах.

Безработные обязаны:

  • – являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;
  • – участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости населения (для лиц, указанных в законе);
  • – являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
  • – являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • – сообщать в орган службы занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);
  • – выбрать один из предложенных органом службы занятости вариантов подходящей работы.

При определении понятия "безработный" и в процессе подыскания гражданам работы на практике могут возникнуть трудности с квалификацией ее в качестве подходящей и неподходящей. Закон о занятости четко регламентирует указанные разновидности работ. Дефиниция понятия "подходящая работа" содержится в ст. 4 Закона о занятости.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей для граждан:

  • – впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);
  • – уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;
  • – ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
  • – направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • – отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • – состоящих на учете в органах занятости более полутора лет, а также более трех лет не работавших;
  • – обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Не считается подходящей работа:

  • – если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • – если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • – если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этом максимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.

Согласно закону «О занятости населения в Российской Федерации» при решении органами службы занятости вопроса о присвоении гражданину статуса безработного одним из важнейших условий является невозможность подбора для него подходящей работы.

Дело в том, что правительства многих стран с рыночной экономикой стараются выработать различные подходы к смягчению социальных последствий безработицы. Один из таких методов - дифференцированный подход при трудоустройстве безработных, назначении пособий по безработице различным группам людей. Безработный вправе без ущерба для себя отказаться от предложенной ему так называемой неподходящей (для него) работы, но не должен без негативных последствий отказываться от предложенной ему подходящей (для него) работы.

Таким образом, он на определенный срок сохраняет себя в своей профессиональной, а значит, и в социальной группе, оставаясь на определенном месте в социальной иерархии общества. Это позволяет безработному чувствовать себя более уверенно как в материальном, так и в моральном плане. Что же касается государства, то оно сохраняет сложившуюся социальную структуру общества, препятствуя тем самым ее деградации - изменению в сторону роста количества людей, относящихся к так называемым низам общества, всегда недовольным условиями своей жизни в рамках существующего государственного строя.

В международное право юридический термин «подходящая работа» впервые был введен Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам». Авторы этой Конвенции исходили из того, что применение термина «подходящая работа» является ключевым в системе оказания помощи безработным как при поиске для них работы, так и при выплате пособия по безработице. Для того чтобы иметь основание на получение пособия, безработные граждане должны оказаться в положении, в котором невозможно подыскать подходящую работу.

Термин «подходящая работа» имеет важное значение и для работодателей: чем больше профессионально-квалификационный уровень нанимаемых безработных отвечает профилю и потребностям предприятия, тем меньше дорогостоящая для работодателей текучесть кадров. Даже если требование о «подходящей работе» может в некоторых случаях привести к продлению срока выплаты пособий в рамках установленного максимального периода, оно себя оправдывает. При этом некоторое увеличение времени поиска работы будет не столько мешать, сколько способствовать более тщательному отбору вариантов имеющихся вакансий и подбору более подходящей гражданам работы, а в дальнейшем будет способствовать снижению текучести кадров.


Конвенция МОТ.№ 44 указывает на возможные критерии подходящей работы:

Þ владение профессии, навыков, способностей, образования, профессионального опыта;

Þ местонахождение предлагаемой работы, учет времени, затрачиваемого на проезд к месту работы и необходимость смены местожительства;

Þ вознаграждение за работу, условия труда;

Þ непричастность к трудовым конфликтам и др.

Однако, в силу социально-экономических различий стран критерии лежащие в основе определения «подходящей работы» также различаются: где-то они «размыты» и могут трактоваться не однозначно и не всегда в пользу безработного; где-то они чрезмерно конкретизированы, пытаясь предусмотреть все возможные ситуации.

В соответствие со статьей 4 закона «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует:

Ö профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;

Ö условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ);

Ö состоянию здоровья;

Ö транспортной доступности рабочего места.

Остановимся более подробно на каждом из указанных условий.

Профессиональная пригодность работника определяется, прежде всего, уровнем профессиональной подготовки и опытом работы. Основные пути профессиональной подготовки -обучение в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, а также профподготовка на производстве или краткосрочных курсах. Профессиональное образование должно быть подтверждено соответствующим дипломом (свидетельством) образовательного учреждения. Сведения о квалификационных разрядах по рабочим профессиям записываются в трудовую книжку. В случае, если гражданин длительный срок не работал в соответствии с имеющимся профессиональным образованием, может быть целесообразно восстановление его квалификации.

При наличии у гражданина высшего и среднего профессионального образования подбор подходящей работы может проводиться по обеим профессиям, с учетом опыта работы как по одной, так и по другой профессии. В целях более точного определения профессиональной пригодности граждан при направлении их на должности служащих целесообразно пользоваться квалификационными характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если гражданин имеет несколько рабочих профессий, поиск работы ведется по каждой из них. При отсутствии вакансий, соответствующих профессиональному образованию, с согласия гражданина предлагаются другие варианты работы.

К сожалению, в статье 4 нет четкого разъяснения относительно «условий последнего места работы», однако, ряд правоведов относит к ним оплату труда по последнему месту работы: предлагаемая Службой занятости работа не может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (См. Жданова И., Привалов В., Филатова Л. Подходящая и неподходящая работа//Пресс-аналитик. Информационно-аналитический бюллетень/Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.-Петербурга. – СПб., 2000. № 1-2).

Средний заработок по последнему месту работы включает в себя, в общем случае, фиксированную часть (например, оклад по штатному расписанию), и, кроме того, надбавки, премии и другие выплаты. Указываемый же в заявке работодателя предлагаемый заработок зачастую включает в себя только фиксированную часть, что не всегда отражает величину фактического заработка, который будет получать претендент на вакантное место и, в ряде случаев, может привести к отнесению подходящей работы к категории неподходящей. Наряду с этим необходимость однозначного учета, без всяких исключений, именно среднего заработка зачастую делает невозможным подбор подходящей работы для граждан - инвалидов, имеющих высокий средний заработок до установления инвалидности.

При подборе подходящей работы следует учитывать, что для граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах в период нахождения их на учете в органах службы занятости в качестве безработных, полученные за выполненные работы денежные суммы не считаются заработком по последнему месту работы.

Гражданам, у которых средний заработок превышал величину прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, может быть предложена работа с заработной платой, равной прожиточному минимуму.

Состояние здоровья. Если у гражданина имеются ограничения к различным видам работ по состоянию здоровья, то подбор подходящей работы производится с учетом заключения КЭК поликлиники. Для инвалидов подходящей считается только та работа, которая соответствует рекомендациям, указанным в справке МСЭ и в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Транспортная доступность рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Кроме того, оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

¨ Впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности). Подбор подходящей работы для указанной категории граждан ведется с учетом состояния здоровья и транспортной доступности рабочего места.

¨ Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы, уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, о также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действие;

¨ состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

¨ обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Законодательством также оговариваются те ситуации, при которых работа не может считаться для гражданина подходящей. Таковой не будет работа, если:

¨ она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

¨ условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

¨ предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже прожиточного минимума исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.