Иловский филиал

МОУ «Чердатская СОШ» Зырянского района

Конспект к уроку ИЗО 7 класс

Тема: «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве»

Цель: -создание композиции на тему праздника, карнавала (коллективная работа).

Задачи урока:

Образовательные:

    формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в связи с поставленной задачей;

    познакомить учащихся с традициями карнавалов мира, атрибутами праздничного действия, отличительными особенностями;

    формировать представление о карнавале как о празднике, фестивале;

    формировать умение и навыки композиционного решения;

Развивающие:

    развивать логическое мышление учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы;

    продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе).

Воспитательные:

    воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к предмету;

    развивать эстетические качества;

    развивать эмоциональные качества личности;

    воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.

Основные понятия: карнавал, карнавальный костюм, композиция.

Тип урока: интегрированный, комбинированный

Оборудование и материалы урока: ватман, гуашь, фломастеры, презентация «Праздник и карнавал», видео песни «Ах,карнавал», видео «Карнавалы мира»

Ход урока.

Организационный момент.

Садитесь поудобнее-

Начнём урок сейчас!

Ребята, можете ли вы предположить тему сегодняшнего урока?

А с подсказкой? Послушайте и посмотрите, пожалуйста, музыкальный видеоролик

Видео «Ах,карнавал»

После просмотра дети предлагают варианты темы урока.

(Праздник и карнавал)

Ребята, а кто из вас знает что такое карнавал? Какие они бывают?

Какие знаменитые карнавалы вам известны? Где они проходят?

Венецианский: Бразильский:

Учитель: Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый знаменитый во всем мире, начиная со средних веков и до нынешнего времени. Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету маски обращаются друг к другу только на "ты".

По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски Венецианского карнавала - это настоящие произведения искусства. Показ презентация "Венецианский карнавал".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Праздник и карнавал»

Создание проблемы: «На основе увиденного необходимо дать определение понятию «Карнавал»

Опрос учащихся, направление на более точное определение

Праздники продолжают жить и в наши дни. Ведь в образах праздника люди переживают свою изначальную связь с миром. В праздниках заложено начало искусства и литературы. Поэтому мы и посвящаем им наш урок.

Актуализация знаний учащихся.

Праздник - яркое проявление народного духа, национального характера. ("Толковый словарь русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова).

Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное (Записать в тетради).

История развития

Учитель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней. Противоположность будней - праздник!

Праздники - это не только веселье. В том, как проводится праздник, - в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках ярко проявляется душа народа, его характер. Праздник раскрывал мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему стремиться. Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Украсить место проведения праздника. Праздничные костюмы. Атрибуты праздника. Музыка. Продумать действие. Создать настроение.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у вас само слово «праздник»? А если это не просто праздник, а карнавал?

Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Нарядные люди. Маски.

ВИДЕО «Карнавалы мира»

А теперь давайте вместе подумаем, как, при помощи, каких средств художник может говорить. (Формат, пропорции, тон, цвет, линия, пятно, ритм, контраст.)

Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

Дети выбирают какой-либо сюжет, определяют, какими материалами и в какой технике лучше раскрыть выбранный сюжет. Необходимо внутри группы обсудить цели и задачи будущей композиции и прийти к соглашению относительно колорита и композиции будущего произведения. Группой ребят создаётся своеобразный сценарий маскарада, после чего обсуждается сюжет - приход (приезд) гостей, бал, фейерверк, прощание с праздником и тому подобное.

После того как найден сюжет композиции и определены действующие лица, можно переходить к созданию эскиза. Лучше сделать каждому ученику по два маленьких эскиза - в тоне и цвете.

Практическая работа учащихся.

Задание на дом: продумать композицию до конца; продолжение работы над эскизом; поискать изображения в искусстве праздничных сюжетов

Урок на тему «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве»

Дата: декабрь

Составитель: учитель

Предмет: искусство.

Цель: формировать у учащихся умения передачи настроения средствами изобразительного искусства.

Задачи: формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в связи с поставленной задачей, навыки работы в технике коллажа; ознакомить с произведениями мастеров искусства, раскрывающими тему праздника.

Оборудование: цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, глеевые ручки, презентация «Венецианский карнавал», мультимедийная презентация «Праздник в творчестве мастеров искусства».

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

Беседа «Как передать настроение праздника?».

Учитель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идём на работу, на учёбу, занимаемся обычными делами. И всё-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней. А что можно назвать противоположностью будней?

Ученик. Праздник.

Учитель. Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Ученик. Украсить место проведения праздника; праздничные костюмы; атрибуты праздника; музыка, продумать действие; создать настроение.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у нас само это слово – «праздник»? А если это не просто праздник, а карнавал?

Ученик. Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски.


Учитель вывешивает на доске таблички с надписями: «Веселье», «Шум», «Музыка», «Движение» и т. д.

Учитель. Есть разные версии происхождения самого слова «карнавал». Я познакомлю вас с одной из них. В Древней Греции проходили шумные и весёлые праздники в честь бога Диониса – Дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Во время шествий впереди находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который авторы называют «carrus navalis», то есть «морская колесница». На нём, как правило, располагалась костюмированная группа.

А кто знает, какому русскому празднику соответствует карнавал? Какой праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю?

Ученик. Масленица.

Учитель. А какие знаменитые карнавалы вам известны? Где они проходят?

Ученик. Венецианский, бразильский.

Учитель. Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый знаменитый во всём мире, начиная со Средних веков и до нынешнего времени.

Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты».

По всему городу устраивают весёлые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски венецианского карнавала – это настоящие произведения искусства.

Идёт показ презентации «Венецианский карнавал».

Учитель. А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства?

Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета.

Учитель. Посмотрите, какие цвета из предложенных вы бы выбрали для композиции на тему праздника?

Ученики выстраивают на доске выбранные ими образцы бумаги.

Учитель. И какие же это цвета?

Ученик. Яркие.

Учитель. А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

Ученик. Нет. Цвета контрастные.

Учитель. Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

На доске выставляется табличка: ЦВЕТ: ЯРКИЕ ЦВЕТА. КОНТРАСТ.

Теперь на доске выстраиваются в ряд силуэты из цветной бумаги.

Учитель. Посмотрите, такая композиция передаёт ощущение праздника? Нет? А почему?

Ученик. Силуэты просто выстроены в один ряд. Такая композиция статична, она не передаёт движения.

Учитель. Так давайте попробуем передать ощущение движения, праздничной суеты.

Ученики на доске составляют из готовых цветовых пятен, силуэтов композицию, передающую праздничное настроение.

Учитель. Получилась композиция, передающая движение? Какие средства выразительности мы использовали для этого?

Ученики с помощь учителя перечисляют средства выразительности, а учитель выставляет на доску табличку:

КОМПОЗИЦИЯ: ДИНАМИКА, РИТМ, АКЦЕНТЫ, ПЛАСТИКА.

Учитель. А что ещё можно добавить в нашу композицию, чтобы показать, что это карнавал?

Учитель предлагает ученикам вырезанные из бумаги маски, силуэты музыкальных инструментов, элементы украшения и так далее. Ученики отбирают из предложенных атрибутов соответствующие теме.

Учитель. Почему выбраны именно эти предметы?

Ученики обосновывают свой выбор.

Учитель. Итак, выбраны предметы, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом.

На доску помещается табличка:

ОТБОР ЭЛЕМЕНТОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Учитель. Вот мы и нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию. Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.

Показ презентации «Праздник в творчестве мастеров искусства». В презентации используются репродукции произведений Ф. Малявина, Б. Кустодиева, К. Сомова, А. Ватто, О. Ренуара и другие.

Практическая работа

Создание коллажа «Карнавал».

Учитель. Попробуем создать композицию «Карнавал» в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили.

Ученики создают коллаж «Карнавал», работая группами по 3-4 человека.

Итог урока.

Проводится просмотр работ и их обсуждение.


Цель урока: формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков осознанного применения средств изобразительного искусства в контексте поставленной художественной задачи;
  • закрепление навыков работы в технике коллажа;
  • ознакомление с произведениями мастеров искусства, раскрывающими в своих произведениях тему праздника.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • кабинет информатики
  • компьютеры

Дидактическое обеспечение:

  • рисунки
  • репродукции
  • образцы работ
  • таблицы

Формы организации познавательной деятельности учащихся

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Методы обучения:

  • проблемный
  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • частично-поисковый

Тип урока: интегрированный, комбинированный

Словарная работа: "композиция", " динамика", "ритм", "акценты", "пластика".

Зрительный ряд: мультимедийная презентация "Венецианский карнавал" и "Праздник в творчестве мастеров искусства".

Творческое задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала (работа по группам).

Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, гелевые ручки.

Ход урока

Организационный момент

  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • запись в тетради числа и темы урока.

Актуализация знаний учащихся

а. Что понимаем под словом "Праздник"? (Поиск правильного решения).

Праздник - яркое проявление народного духа, национального характера. ("Толковый словарь русского языка" под редакцией Д.Н.Ушакова).

б. Раскрыть понятие "Маска" с точки зрения изобразительного искусства.

  • Вспомнить три вида ИЗО (живопись, скульптуру, графику).
  • Определить в каких видах ИЗО выполнены картины, представленные на доске (живопись, графика).
  • Определить к какому виду ИЗО ближе маска и почему?
  • Где можно увидеть искусство маски? (в театре и на празднике).

Попросить учащихся сделать вывод о месте проведения праздника и роли маски в нем.

с. Обобщение учащимися полученных знаний.

Изложение нового материала

а. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.

(Записать в тетради).

б. История развития

Учитель. Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно, если бы жизнь состояла из одних только будней. Противоположность будней - праздник! Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Украсить место проведения праздника. Праздничные костюмы. Атрибуты праздника. Музыка. Продумать действие. Создать настроение.

Учитель. Какие ассоциации вызывает у нас само это слово "праздник"? А если это не просто праздник, а карнавал?

Радость. Смех. Веселье. Шум. Музыка. Танцы. Движение. Суета. Яркие краски. Нарядные люди. Маски.

Учитель выстраивает на доске таблички с надписями "Веселье", "Шум", "Музыка", "Движение", "Карнавал", "Маски", "Танцы".

Учитель: Есть разные версии происхождения самого слова "карнавал". Я познакомлю вас с одной из них.

В Древней Греции проходили шумные и веселые праздники в честь бога Диониса - дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками. Во время шествий впереди находился главный потешный "корабль" праздничного шествия, который древнеримские авторы называют "carrus navalis" то есть "морская колесница". На нем, как правило, располагалась костюмированная группа.

Какому русскому празднику соответствует карнавал? Этот праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю.

Масленица.

Какие знаменитые карнавалы вам известны? Где они проходят?

Венецианский: Бразильский:

Учитель: Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый знаменитый во всем мире, начиная со средних веков и до нынешнего времени. Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету маски обращаются друг к другу только на "ты".

По всему городу устраивают веселые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски Венецианского карнавала - это настоящие произведения искусства. Идет презентация "Венецианский карнавал".

А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства? (Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства? (Ученикам предлагаются образцы бумаги разного цвета).

Посмотрите, какие цвета из предложенных вы выбрали бы для композиции на тему праздника. 9Ученики показывают выбранные ими образцы бумаги).

И какие же это цвета?

Учитель: А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

Нет. Цвета контрастные.

Учитель: Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

На доске выставляются таблички: "Цвет", "яркие цвета", "контраст". Затем выстраиваются в ряд силуэты из цветной бумаги.

Такая композиция передает ощущение праздника? Нет? Почему?

Силуэты просто выстроены в один ряд. Такая композиция статична, она не передает движения.

Учитель: Давайте попробуем передать ощущение движения, праздничной суеты.

Ученики на доске составляют из готовых цветовых пятен и силуэтов композицию, передающую праздничное настроение.

Учитель: Получилась композиция, передающая движение? Какие средства выразительности мы использовали для этого?

Ученики с помощью учителя перечисляют средства выразительности, а учитель выставляет на доске таблички: "КОМПОЗИЦИЯ", "динамика", "ритм", " акценты", "пластика".

Что еще можно добавить в нашу композицию, чтобы показать что это карнавал? (Учитель предлагает ученикам вырезанные из бумаги маски, элементы их украшения).

Учитель предлагает детям придумать образ - характер своей маски.

В графическом редакторе "Paint"помещена таблица, на которой схематически изображены 5 типов человеческих лиц. 4 клетки остались пустыми. Их и должны заполнить ученики. Представленные пять схем являются подсказкой: характерность требует не только изменений пропорций лиц по ширине и высоте (с этим дети уже знакомы), но и пропорций величин частей лица (высоты лба, расстояния от бровей до кончика носа, от него до подбородка), расположения рта, расстояния между глазами и т.д. Наконец, величин самих черт лица - глаз, бровей, носа, рта.

Надо сделать такое лицо, которое подходит именно к твоему персонажу.

Практическая работа

Вводный инструктаж

  • Сообщение названия практической работы "Образ-характер своей маски"
  • Ознакомление с последовательностью выполнения.

Построение рамки.

Прямоугольник

Изображение маски (можно нарисовать одну, а остальные копировать).

Актуализация знаний.

Какие основные инструментальные возможности графического редактора "Paint" будем использовать:

Какие основные команды графического редактора "Paint" будем использовать:

"правка"- "копировать";

"правка" - "вставить";

"рисунок"- "отразить - повернуть".

Выбор палитры.

Закрепление материала

Самостоятельно записать в тетради последовательность выполнения работы над созданием маски-образа.

  • Рамка.
  • Изображение основы маски (копирование).
  • Передача пропорций величин частей лица.
  • Нанесение элементов украшения на маску.

Выбор палитры.

Проверка.

Устранение ошибок.

Просмотр и обсуждение работ учащихся. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы. Показ слайдов.

Вопросы.

Учитель: Почему выбраны именно эти элементы украшения? (Ученики обосновывают свой выбор).

А что еще можно добавить в композицию, чтобы показать, что это карнавал?

Музыкальные инструменты.

Итак, выбраны предметы, которые у нас ассоциируются с праздником, карнавалом.

На доску помещается табличка: "Отбор элементов изображения".

Вот мы и нашли средства, с помощью которых можем создать праздничную композицию. Давайте посмотрим, как использовали эти средства выразительности мастера искусства, как они передавали атмосферу праздника в своих произведениях.

Идет презентация "Праздник в творчестве мастеров искусства", в которой используются репродукции произведений мастеров.

Учитель: Попробуем создать композицию "Карнавал" в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили.

Самостоятельная работа учащихся:

Ученики создают коллаж "Карнавал", работая группами по 3-4 человека.

Текущий инструктаж (по ходу работы)

Целевые обходы

  • Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.
  • Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.
  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.
  • Рациональное использование учебного времени учащимися.

Физкультминутка

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три - четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 - 6 повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

Рефлексия

  • Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
  • Что узнали нового?
  • Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?
  • Просмотр работ.
  • Выставление отметок в классный журнал.
  • Сообщение о теме следующего занятия.

Тема: Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. (Тема праздника в бытовом жанре)

Цели урока: формирование умения передавать настроение праздника средствами изобразительного искусства.

Задачи:– формировать навыки сознательного применения средств изобразительного искусства в технике «коллажа».

– способствовать развитию мыслительных процессов учащихся

– воспитывать художественный вкус, ознакомление с произведениями мастеров искусства, раскрывающими в своих произведениях тему праздника.

Творческое задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника, карнавала (работа по группам).

Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, гелевые ручки.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, смена .

Ход урока:

Организационный момент. Изучение нового материала

Беседа «Как передать настроение праздника?».

Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно назвать противоположностью будней?

Представьте, что вы должны подготовить праздник. Что же вам понадобится для этого?

Украсить место проведения праздника; праздничные костюмы; атрибуты праздника; музыка; продумать действие; создать настроение.

Праздник - яркое проявление народного духа, национального характера.

Какие ассоциации вызывает у нас само это слово –«праздник»? А если не просто праздник, а карнавал?


Ученик. - люди. Маски.

Кто из вас не мечтал побывать на настоящем карнавале - шумном, весёлом празднике, облачившись в яркий костюм и скрыв своё лицо под причудливой маской?

Вывешивает на доске таблички с надписями: «Веселье», «Шум», «Музыка», «Движение».

Карнавалы - любимые праздники многих народов. Может быть, по­этому слово «карнавал» на всех языках звучит одинаково? Произошло оно от латинского слова «carrus navalis», что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий.

Но существует и другое мнение. Некоторые, например, считают, что оно восходит к такому странному словосочетанию, как «carne vale», то есть «прощай, мясо!» и связано со временем наступающего Великого Поста в странах Западной Европы.

Происхождение карнавалов в странах Западной Европы чаще всего связывают со средними веками, так как именно в то время они получили необычайно шумное и яркое выражение. В эпоху Возрождения карнавал превратился в настоящее роскошное торжество, во время которого замирала вся деловая жизнь города. Жители высыпали на улицы и веселились круглые сутки. Всюду разъезжали красивые повозки с ряжеными, которые изображали времена года, героев античной мифологии, купцов, торговцев и дикарей. Были здесь и шуты, заигрывающие с прохожими.

Родиной карнавала по праву считается Италия.

Главным героем итальянских карнавалов становился «король», чинно восседающий на повозке. Особенно прославились венецианские карнавалы, первое упоминание о которых относится к концу XI века. Но наибольшего расцвета они достигли в XVI веке, с тех пор венецианские карнавалы - неотъемлемый народный праздник жителей этого города. «Весь мир устремляется в Венецию, чтобы созерцать всё неистовство и безумие карнавала», - писал один англичанин ещё в 1640 году.

Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». По всему городу устраивают весёлые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски венецианского карнавала – это настоящие произведения искусства. Идёт показ презентации «Венецианский карнавал».

А кто знает, какому русскому празднику соответствует карнавал? Какой праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю?

Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, переодеванием

Маскарад (итал. mascarata, mascherata, от итал. maschera «маска»). Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам.

Маскарады в России появились прежде балов и тем более «балов-маскарадов»

Первые маскарады в России введены императором Петром Великим по случаю мира со шведами, в 1721 году; они продолжались тогда при дворе семь дней сряду. В смысле святочных игр и переодеваний, маскарады были еще известны при царе Иоанне Грозном.

Масленица была предшественницей маскарада.

Физминутка

Практическая

А теперь давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства?

Давайте вместе подумаем, как можно передать атмосферу праздника средствами изобразительного искусства?

Посмотрите, какие цвета из предложенных вы выбрали бы для композиции на тему праздника.

И какие же это цвета?

А как они выглядят рядом друг с другом? Можно ли сказать, что это цвета близкие, похожие?

Следовательно, для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.

3. Практическая работа. Создание коллажа «Карнавал». Учитель. Попробуем создать композицию «Карнавал» в технике коллажа, используя те средства выразительности, о которых мы говорили. Ученики создают коллаж «Карнавал», работая группами по 3-4 человека.

4. Итог урока. Проводится просмотр работ

Рефлексия. Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Выставка работ Молодцы, а теперь пришло время устроить просмотр работ, сделанных учащимися. Учащиеся выходят, показывают коллажи

Выставление оценок за урок на основе самооценки.


Из истории русского праздника «Масленица» История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Масленица- самый весёлый, шумный народный праздник. Масленица – это не только блины, в Масленицу долг каждого человека-помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены и все масленичные традиции.






Масленицу открывали ребятишки. Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Если ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями. Также сооружали снежные горы, катались с них на санях. Ходили по дворам с песнями и присказками.


У Петровых у ворот Вьется, вьется хоровод Вьется, вьется хоровод Собирается народ. Начинались разные безудержные игры и потехи. Строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки. В этот день водили хороводы, катались с гор, только обязательно девочки- в замороженном решете, а мальчики– на скамеечке.




Лето для старания, Зима - для гуляния. Здесь-то и начинается основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать. Собирались молодежь и ребятишки, в маски рядились и по домам ходили, песни пели, а за это угощения дарили. В четверг обязательным было строить и штурмовать крепости. Осажденные оборонялись вениками и метлами. Победителей купали в проруби, чтобы «остыли».






В этот день заканчивается обжорство и веселье, на ледяных горах разводят огонь, стараясь растопить лед. Сжигают соломенное чучело-символ зимы. Это день очищения перед постом, все ходят друг к другу и просят прощение: «Прости меня,если виноват»- «И ты меня прости» - «Бог простит». Все это сопровождалось поклонами и поцелуями.


Блины являются непременным атрибутом праздника Масленица. Со времен язычества на Руси блин был символом солнца, блины едят во славу весны, плодородия земли. Блины исконно русское лакомство, которое занимает достойное место в кухне многих народов мира. А с чем пришла ты, Масленица?




Самым интересным считался бой один на один. Практиковалась и разновидность "стенка на стенку". Кулачные бои








СОЖЖЕНИЕ ЧУЧЕЛА ЗИМЫ "ЧУЧЕЛО» - пучок соломы в платке и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали.




Технология изготовления куклы «Домашняя масленица» Чтобы смастерить куклу своими руками, вам потребуется: -палка см; -несколько кусочков яркой ткани (бязь, ситец); -лыко, солома или мочало; - нитки; - ветошь






Руки Из картона или ткани делаем трубочку диаметром около 2,5 см, длиной 20 см. Трубочку обтянуть яркой тканью (оранжевой, желтой, красной) и перетянуть в двух местах нитками. Полученную «конфетку» подкладываем под лыко и туго привязываем к палке сзади.




Одежда Привязываем Масленице подъюбник ширина ткани здесь зависит от вашего желания: чем больше сборок, тем красивее будет кукла. Затем надеваем платье (в квадрате из ткани делаем прорезь для головы). Из другой ткани, но тоже яркой, вырезаем фартучек и приматываем красным поясом.






Н. Будур Русский народный календарь. РООССА М.В.Короткова Путешествие в историю русского быта Москва, В.В.Ищук, М.И.Нагибина Народные праздники. Ярославль, А.В.Терещенко История культуры русского народа Москва, 2007 Информационные ресурсы: