Разумный человек приспособляется к миру; неразумный пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс всегда зависит от неразумных.

Бернард Шоу

Наука и прогресс

То что наука способствует изменению нашей жизни, вносит в неё самые разные усовершенствования и дополнения, никто спорить не будет, и ей за это большое спасибо.

Но, как и в любом другом деле, не бывает моментов без отрицательной стороны, так и в науке есть стороны, которые далеки от созидания и природной целесообразности. Вот про них мы и поговорим в этом материале.

Начнём мы с любимого всеми слова - ПРОГРЕСС . Это понятие сегодня принято считать максимально положительным. Всё то, что способствует развитию этого самого прогресса считается хорошим, а что мешает, считается неправильным. Все согласны, ура!

Само значение этого слова произошло от латинского progressus , что означает движение вперёд, от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному.

И, на первый взгляд, технический прогресс полностью отвечает этому определению. Идёт постоянное улучшение технической оснащенности нашей жизни. Если сравнить с возможностями прошлого века, то, налицо громадное движение вперёд. Жить стало лучше, жить стало веселее. Телевизор, телефон, компьютер, автомобили и самолёты полностью изменили нашу повседневную жизнь, добавили новые, ранее даже не известные, возможности.

Если смотреть с этой стороны - то всё замечательно. Женщины стали меньше тратить время на ведение хозяйства, продукты в магазинах - любые, добраться до любой точки земного шара - дело одного дня, поговорить можно хоть с Антарктидой, и так далее. Прогресс налицо.

Но, что интересно, технический прогресс касается улучшения именно техники, и, всего, что находится вокруг него, обеспечивая необходимыми компонентами. А как, во всём этом движении к лучшему чувствует себя сам человек? Можно ли увидеть такое же увеличение качеств человека?

А вот тут, как раз, ситуация обратная. Качества человека с техническим прогрессом не только не возрастают, а, наоборот, можно легко увидеть, насколько современный человек слабее и немощнее физически и нравственно. Сколько появилось, ранее не известных заболеваний и недугов? Сколько вы увидите в современном обществе, по настоящему здоровых людей? Единицы, это уже стало скорее исключением из общего правила.

Плоды технического прогресса подменили жизненные ориентиры человека. Новинки техники стали той целью, ради достижения которой многие люди готовы жертвовать очень многим, и жизнью и совестью, и здоровьем. Владение этими новинками превратилось в критерий успешности человека.

Как только человек приобретает очередную новинку, он, через весьма короткое время, начинает страстно желать и стремиться к обладанию ещё более новой моделью, чаще всего, ещё более дорогой, и, не факт, что это новинка лучше. Она просто более новая. Итак до беЗконечности.

Вот такие, на сегодняшний день, можно наблюдать особенности, так всеми горячо любимого, технического прогресса.

Сразу хочу сказать, что я, ни в коем случае, не против всех этих технических достижений. Сам, с удовольствием применяю в своих делах то, что на самом деле даёт новые возможности и улучшает качество жизни. Тот же Интернет, компьютер, хороший, надёжный автомобиль, мобильный телефон, всё это существенно помогает в повседневной жизни, позволяет решать много интересных задач намного легче, удобнее, быстрее.

Я, ни в коем случае, не призываю никого бросать всё и подаваться в лес, в натуральную жизнь. Это другая крайность, истина, как всегда, посередине.

Я, в первую очередь, предлагаю посмотреть на происходящее с иной стороны, увидеть, не только положительные стороны, но и другие грани происходящего. Это может помочь правильно соотносить свои процессы с теми тенденциями, которые есть в современном мире.

Смотрите, что получается. Мы можем легко провести аналогию между техническими достижениями, и теми возможностями, которые заложены в человеке.

Самолёт - это левитация
автомобиль - это телепортация
телефон, телевизор - передача мыслей на расстояние, телепатия
компьютер - увеличение скорости мысли , умение быстро обрабатывать огромный объём информации.

Почему то, в определённый момент был сделан выбор в сторону того, чтобы вкладывать средства в развитие технических устройств, а не в развитие умений самого человека?

Попробуйте себе представить, что все те средства, которые вложены на развитие промышленности были бы перенаправлены в сторону развития способностей человека. Мы бы уже могли и левитировать, и мысли читать, и так далее.

Но этого не было сделано, скорее всего, по причине того, что людьми с такими умениями было бы очень сложно управлять. Значительно выгоднее изготовить большое количество приборов, которые заменяют умения человека, делая за него необходимые действия.

Зачем развивать левитацию, давайте самолёт построим, пусть народ деньги за полёты платит, пусть нефть добывают, пусть металл льют. Сколько человек при деле, и на каждом из них можно заработать.

Поэтому, в своё время и прекратили разработку электромобилей и других двигателей с более высоким КПД. Быстренько сориентировались, что с помощью нефти можно управлять странами и очень хорошо зарабатывать.

Те же телевизоры. Уже в конце восьмидесятых была технология изготовления мониторов не толще листа ватмана, дешевых и эффективных. Но лишь сегодня, спустя двадцать лет, об этом постепенно начинают говорить. А всё это время, с серьёзным выражением лица, предлагали покупать кинескопы, затем панели и так далее.

Техническим прогрессом управляют те люди, чьи интересы, в первую очередь, направлены на получение дохода, влияния и власти. Они никогда не будут думать о том, чтобы сделать что-то на благо человека. В первую очередь они вынуждены думать об интересах системы , частью которой они являются. Если они это делать не будут, система их просто выкинет за ненадобностью. Поэтому и будут постепенно выдавать всё новые и новые продукты, которые, в первую очередь, приносят быструю прибыль, заставляя человека покупать всё больше и больше.

А объяснений таким действиям всегда будет предложено множество. И не возможность перестройки предприятий, и недостаток технологий, и так далее. Всё это лишь для одной задачи - получить прибыль, власть и контроль над людьми.

И этими же людьми создана стройная система, так называемых, научных институтов. Деятельность которых направлена не на развитие качеств человека, а на создание костылей, которые бы человек, как послушная овечка, покупал на протяжении всей своей жизни.

Об этом мы более подробно поговорим .

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ :

Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Научно-технический прогресс (НТП) представляется "великим благодетелем" человечества, которого были лишены праотцы.

Попытаемся разобраться, что дал человеку научно-технический прогресс.

Как жили праотцы, не знавшие научно-технического прогресса? Их жизнь рисует нам точное слово Библии. По этому слову Авель был пастырем скота, а Каин - земледельцем. Таким образом, Господь прямым ли научением или через творческий поиск человека дал первым людям умения, обеспечивающие их пищей, одеждой и достаточным для тех климатических условий жилищем (шатрами из шкур). На этих умениях человечество прожило несколько тысячелетий, да и до сих пор пищу нам дают земледелие и скотоводство.

Достаточно ли этих умений для человеческого благополучия? Не будем брать в пример святых людей, которые и в нашем-то веке умудряются жить, как древние патриархи, и по знать такое блаженство, которое никто в мире познать не может. Возьмем подобных нам обыкновенных людей. Конечно, мы не можем вызвать их из глубины веков и расспросить, но о состоянии их душ свидетельствует сотворенное ими искусство, в особенности литература.

О чем радовались наши далекие предки? О том ли, что они освоили новую технологию укладки дороги, или изобрели новые, более прочные ткани, или усовершенствовались в кораблестроении? Нет, они радовались о том же, о чем радуемся мы: о красоте окружающего мира, о любви, о добре, благородстве, живущих в человеческой душе.

О чем они плакали? О том ли, что письма из Греции друзьям в Египет идут слишком долго, а поездка туда слишком трудна? О том ли, что нельзя приготовить пищи в микроволновой печке, а потом хранить ее в холодильнике? О том ли, что нельзя полететь на Луну и высадить туда луноход? Нет, они плакали о том же, о чем плачем мы: о бренности и тленности земного бытия, о метаниях человеческой души, о самовластии греховных страстей, возмущающих мир в человеческом сообществе и в душе каждого человека.

Потому и вечны шедевры искусства, что они говорят о вечных проблемах человека, а значит ни одной из этих проблем научно-технический прогресс не решил.

Чего же все-таки мы достигли? Одной из главных задач, поставленных перед прогрессом еще в эпоху Возрождения (когда он еще не назывался научно-техническим), было освобождение человека от тягот физического труда, то есть того самого "пота лица", которым наказал Господь человека за грех. Казалось бы, мы достигли колоссальных успехов: сеялки, веялки, уборочные машины, доилки, поилки и прочее в сельском хозяйстве; экскаваторы, подъемные краны и множество машин и станков в промышленности; пылесосы, стиральные и моющие машины, программируемые плиты и печи в домашнем хозяйстве. Но каков же результат? Большинство людей как белки в колесе мечутся, добывая хлеб насущный, а некоторым, как в древние времена, приходится трудиться непосильно. Как в древности, так и теперь есть люди, которые умудряются не трудиться и жить за счет других, и этих людей как тогда, так и сейчас поражает моральное разложение, худшее, чем непосильный труд… Единственное заметное изменение - это замена преимущественно физического труда на преимущественно умственный. В результате меняется и форма переутомления: вместо усталых, ноющих мышц - издерганные нервы и "едущая крыша", но вряд ли такими изменениями можно гордиться.

Другая благородная цель, которую ставили приверженцы научно-технического прогресса - победить нужду, то есть через достигнутое с помощью научно-технического прогресса материальное изобилие накормить голодных, одеть холодных и т.п. Успехи научно-технического прогресс в материальном производстве превзошли всякие ожидания, но желаемого результата мы не достигли. Хотя очевидно, что сегодняшний производственный потенциал способен накормить, одеть и дать крышу над головой всему земному населению, однако из-за черствости, жадности и эгоизма людей этого не происходит, и множество людей не имеют самого необходимого.

Отметим еще одну сторону проблемы имущественного не равенства: помимо людей, действительно лишенных необходимого, гораздо большее количество людей чувствуют себя обделенными из-за зависти к более богатым. Чувство же зависти невозможно насытить никаким научно-техническим прогрессом, и древний скотовод с одной козой, взирая на соседа с двумя козами, чувствовал себя так же плохо, как и владелец "жигулей", взирающий на владельца "мерседеса".

К чему же мы пришли? Несмотря на усилия множества лучших умов человечества, огромный багаж добытых знаний, множества созданных на основе этих знаний остроумнейших технологий, приблизиться к поставленным целям нам не удается.

Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает "мама мыла раму" на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.

Другой пример - происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень плохо.

Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми. (Если задания у первоклашек будут принимать только напечатанными на принтере, то в самом деле, без компьютера уроки не сделать.)

Итак, реального движения к поставленным целям не происходит, но наша жизнь становится зависимой от все большего и большего количества вещей, то есть мы как бы "подседаем" на каждый внедренный в жизнь продукт научно-технического прогресса. Мы как будто бежим изо всех сил вперед, но остаемся на месте.

В чем же причина этого бега на месте? Чтобы ответить на этот вопрос подробно, потребовался бы отдельный трактат, но можно указать три основные причины, а каждый читатель пусть сам попытается проследить действие этих причин в окружающей жизни.

Первая причина коренится в человеческой природе, которая в одних своих свойствах неизменна, а в других если и меняется, то не под влиянием научно-технического прогресса, но под действием совсем других сил. Душа человека сотворена Богом так, что насыщается только духовной пищей, а материальные блага, сколько их не давай, насытить ее не способны. С другой стороны, душа человеческая после грехопадения подвластна греховным страстям. Страсти эти, бушуя в душе отдельного человека и в обществе в целом, не позволяют правильно использовать плоды научно-технического прогресса.

Вторая причина заключается в том, что премудрость человеческих творений, каких бы высот она ни достигала, есть ничто по сравнению с непостижимой до конца для человека премудростью Божиего мироустройства. Здесь мы должны вспомнить еще одну задачу, поставленную человеком перед научно-техническим прогрессом,- вернуть утраченную при грехопадении власть человека над природой. Отметим, что власть эта понимается как насильственно добываемая в некой войне с природой. Вспомним, например, хорошо знакомый всем старше сорока висевший в школах плакат: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача". Вспомним слова песни В. Высоцкого о физиках: "Мы тайны эти с корнем вырвем у ядра..." Вспомним, наконец, стихи для детей младшего возраста, написанные С. Маршаком о строительстве Днепрогэса: "Человек сказал Днепру: я стеной тебя запру... Но ответила вода: ни за что и никогда" . Становится ли человек победителем в этой войне? С одной стороны, он в чем-то покоряет природу. С другой - дерзко нарушает равновесие мира, устроенного Богом для благополучного обитания человека.

Можно ли организовать экономическую жизнь, используя все достижения человеческого разума, но в содружестве с природой? Да, и примеры такого экономического устроения жизни являют нам некоторые монастырские хозяйства. Особенно яркой иллюстрацией служит Соловецкий монастырь, где монахи в суровых условиях Приполярья сотворили настоящее чудо. На Соловецких островах, до появления монахов вообще не пригодных для постоянного жительства, зацвели сады, яблоки из которых подавались к самому царскому столу. Следы монастырского благоустройства Соловецких островов видны и сейчас и поражают воображение даже далеких от веры экскурсантов, приезжающих в эти святые места. К сожалению, магистральный путь развития цивилизации пошел в другом направлении.

В Божием мироустроении учтено все, а человек не в состоянии предвидеть и десятой доли последствий своих действий. В результате эти непредвиденные последствия часто сводят на нет все плоды человеческих усилий. Это техногенные и экологические катастрофы, которые пока поражают нас локально, но грозят поразить глобально. Это загрязнение среды обитания человека и истощение энергетических ресурсов, это уничтожение животного и растительного мира и изменение климата. Техногенное изменение климата привело к тому, что уже сегодня сводки новостей пестрят сообщениями о стихийных бедствиях. Бесконечные наводнения, лавины, тайфуны, извержения, землетрясения создают для нас ощущение осажденного города, и хотя научно-технический прогресс дал человеку мощные средства защиты от стихийных бедствий, он же сделал человека и более уязвимым. Ведь теперь наша нормальная жизнь зависит от множества вещей: транспорта, связи, энергоснабжения, водоснабжения, канализации и т.д., а все это подвержено разрушительным ударам стихии.

Третья причина заключается в том, что поскольку цели научно-технического прогресса не соответствуют Божиему определению о человеке, то Господь разрушает плоды человеческих усилий. В такую ситуацию человечество, как нам повествует Библия (Быт. 11, 1-9), уже попадало при строительстве вавилонской башни. Тогда люди восхотели построить башню до неба, а Господь вместо одного, общего для всех людей языка дал разным родам разные языки, так что люди перестали понимать друг друга и вынуждены были бросить свой труд. С высоты наших сегодняшних знаний тогдашний замысел людей кажется до смешного наивным. До какого неба они хотели достать? Физического неба, как какой-то определенной поверхности, как мы сегодня знаем, не существует. Достать же до духовного неба, то есть места обитания Бога и ангелов, никакой башней невозможно (хотя и сегодняшняя атеистическая пропаганда в своих примитивных формах доходит до высказываний типа: "В космос летали, а Бога не видали". ) Да, затея с башней крайне наивна, а не такой ли наивной глупостью выглядят планы достичь человеческого счастья с помощью кучи материальных благ? Это наивно и глупо не только с точки зрения библейского учения о человеке, но и с точки зрения простого человеческого опыта. Более того, этот план пагубен. Поэтому Господь, разрушивший тогда план вавилонских столпотворителей, разрушает и теперь планы строителей научно-технического прогресса, сохраняя для человека спасительный труд в поте лица своего ради хлеба насущного.

Пагубность мира изобилия для человека понимают и люди, не просвещенные библейским учением о человеке, но способные объективно смотреть на мир. В западной литературе возник целый жанр "антиутопии", где писатели рисуют яркие картины плачевного состояния достигшего изобилия человечества.

Обсуждение проблемы научно-технического прогресса можно было бы продолжать еще очень и очень долго, но, как нам кажется, мы указали основные направления мысли, которые читатель может развивать самостоятельно, наблюдая за развитием научно-технического прогресса в мире. Для многих, в том числе и для многих чад Церкви, приведенные выше соображения покажутся странными или даже отталкивающими, так как представление о пользе научно-технического прогресса прочно укоренилось в человеческой идеологии. Однако на деемся, что и таким читателям мы подсказываем новые темы для размышлений, и самостоятельная работа мысли может раз рушить в них устоявшиеся стереотипы.

По книге "Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии"

Наука и техника с наступлением нового тысячелетия заметно шагнули вперед, мир разительно изменился всего лишь за 100 лет, которые обычно для истории ничего не значат, но оказывают заметное влияние на жизнь целых 2-3 поколений.

Человек, переступивший порог прошлого века приходил в восторг от вида танков, летающих дирижаблей, телефона и телеграфа, что же с ним случилось бы, если бы по чистой случайности от получил возможность увидеть современные компьютеры, поезда, самолеты и телефоны, увидел огромные субмарины, космические ракеты и спутники.

От 1900 и до 2000 прошло ровно 100 лет, за которые было совершено больше открытий в области научи и техники, чем за всю историю человечества.

Освоение палки-копалки длилось тысячи лет, превращение ЭВМ в компьютер заняло от силы 50-60 лет, а то и менее обозначенного срока. Человек начала XX века мог спокойно обходиться без калькуляторов и компьютеров, пользуясь для счета обычными счетами, а для письма чернилами и листами бумаги. Сегодня мы и представить себе не можем, как это писать обычные бумажные письма, проводить все расчеты в уме, большую часть этой работы за нас делает компьютер.

Мы не можем представить себе

Жизнь без ванной комнаты, оснащенной стиральной машиной, способной не только выстирать белье, но и просушить и даже прогладить вещи, но наши прабабушки для стирки белья пользовались обычными бадьями, а сельские жители и вовсе стирали все свои вещи в реке, используя вместо порошка речной песок.

На каждой современной кухне стоит хорошая газовая, или электрическая плита, посудомоечная машина, возможно микроволновка и обязательно холодильник.

Некоторые кухни дополнительно оснащены посудомоечными машинами и другой техникой заметно упрощающей процесс приготовления еды. На кухне каждой гостеприимной хозяйки прошлого столетия имелся самовар, стол и стулья, обычная буржуйка для приготовления пищи, а также умывальник для мойки посуды и рук. Ни о каких технических новинках речи не шло, в деревнях всю пищу готовили в русской печи, что могло отнять большую часть дня.

Наверняка в каждой гостиной нашего времени, вне зависимости от того, находиться ли дом в деревне, или же городе имеется большой телевизор, о существовании которого даже помыслить не могли в прошлом.

На учебу и на работу мы отправляемся не в карете, или санях, а на комфортабельных автомобилях, или общественном транспорте, выбор которого на сегодняшний день просто огромен. Маршрутные такси, троллейбусы, автобусы, трамваи, троллейбусы и метро к услугам любого желающего.

Мир изменился настолько, что узнать его не представляется возможным, точно также как и вернуться к прошлому.

Смотря на небо, люди мечтали летать, как птицы, быстро передвигаться, иметь все в благосостоянии. Так возникли сказки о коврах-самолетах, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, чудо – печки, которая сама печет. А настойчивая человеческая мысль постепенно превращала мечты в действительность. Ученые, например, исследовали, что больше двухсот фантастических проектов, описанных в книгах Жюля Берна, спустя некоторое время были осуществлены.

Научно-технический прогресс развивается так бурно, что мечты даже не успевают за ним. Обычными стали полеты в космос, спутниковая связь, компьютеры, промышленные работы, видеотехника. С помощью их человечество получило практически неограниченные возможности.

А что потеряло? Потерь тоже, на мой взгляд, много. Чтение художественных книг заменил бездумный просмотр телевизионных передач, переписка и общение – короткие телефонные разговоры, классическую музыку – набор электронно-металлических звуков. Большинство людей страдают от гиподинамии, так как пользуются услугами машин, лифтов и от разных новейших болезней, связанных с техногенными авариями. Бесспорно, мы уже не можем теперь обойтись без достижений научно-технического прогресса. Но следует заботиться о том, чтобы его влияние было менее вредным для окружающей среды и для человека. Даже очень красивое искусственное никогда не заменит естественного, как кислородная маска или кондиционер – свежего лесного или степного ветра, а компьютерные игры – игры с друзьями в мяч на зеленом поле.

    Люди всего мира любят спорт и игры. Спорт оздоравливает людей, держит их в форме, делает более организованными и дисциплинированными. Некоторые люди занимаются спортом ради здоровья, а некоторые - профессионально. В каждом городе много стадионов, спортплощадок,...

    Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я...

    2 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета. Она вывела на орбиту корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Юрий Гагарин, первый космонавт Земли, вспоминал потом, что когда он только готовился к полету, ему, как, вероятно, и тебе...

    1 вариант Народная обрядовая культура является основой нашей национальной культуры. О многих народных обрядах и обычаях, хотя и позабытых, но не утраченных до конца, мы узнаем из\" рассказов наших бабушек и дедушек. С некоторыми мы знакомимся...

    Что такое нравственность? Энциклопедический словарь говорит, что это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. То есть, нравственность в широком смысле, это...