Иной панцирь, оказывается, имеет куда большее значение с точки зрения управления информацией, чем в качестве непосредственного средства защиты. Ну, а для примера давайте внимательно посмотрим на известную статую Октавиана Августа из Прима-Порта, изображения которой есть в любом учебнике по истории Древнего мира. Поверьте, он скрывает в себе не меньше тайн, чем иной очевидный шифр. Но то, что непонятно сегодня нам, в то время было ясно каждому.

Памятник этот был обнаружен 20 апреля 1863 года, в настоящее время он хранится в Ватикане. Считается, что это самое совершенное скульптурное изображение римского принцепса, одетого в богатый панцирь с многочисленными чеканными фигурами. На первый взгляд, все они сделаны на нем для красоты. Ну, а на самом деле это как раз и есть тот самый невербальный (хотя и чисто интуитивного рода) PR, который, «ни слова не говоря», помогает нам воздействовать на публику и в мирное время, и на войне. Начнем с того, что Октавиан Август никогда не был императором, а предпочитал, чтобы его называли принцепсом – первым среди равных, как это было принято в римской республике. И он, действительно, был первым сенатором, первым трибуном, командующим войсками и даже верховным жрецом, то есть сосредоточил в своих руках власть самого настоящего верховного правителя, не хуже иного царя. И римский народ, привыкший к демократии, отнюдь не посчитал себя этим обманутым и никаких претензий ему не высказал. Почему?


Да только потому, что Август сумел все представить так, что люди искренне считали, что он действует в интересах всех и каждого, и что ещё он свято чтит патриархальные римские традиции. Армию сократил – экономия народных денег, ввел налог на роскошь – опять же экономия на гладиаторские бои, ужесточил наказания для проворовавшихся чиновников – совсем хорошо, так что чего же кому ещё надо?! При этом не столько лицом, сколько фигурой он на античного героя нисколько не походил: был невысок ростом, прихрамывал, и часто мерз, так что носил иногда по нескольку туник сразу. Но вот изображен был в образе прекрасного полубога и, хотя сама статуя, естественно, даром речи не обладала, именно надетый на ней панцирь полководца являлся для людей того времени важнейшим источником невербальной PR-информации. Так, например, верхнюю его часть украшало изображение бога Гелиоса, потому, что тот знал все обо всех и, следовательно, помещен был здесь для того, чтобы чистота помыслов принцепса ни у кого не вызывала сомнений. Изображенные ниже богини Аврора и Селена должны были символизировать вечное процветание Рима, наступившее при Августе, а вот бог Марс, сопровождаемый волком (фигура в самом центре панциря), которому некий парфянин вручает римского орла, означала победу над Парфией – пусть даже она и была всего лишь дипломатической. По бокам панциря - аллегорические изображения Испании и Германии, которые символизировали победы римского оружия в этих провинциях, а изображение бога Аполлона верхом на грифоне намекало на божественность происхождения Августа. Мол, бог Аполлон вступил в связь с его матерью, когда она спала.

Богиня Диана с ланью, изображенная на левом боку, символизировала связь Октавиана с римским демосом, покровительницей которого она являлась. Интересами демоса Октавиан никогда не пренебрегал: устраивал гладиаторские бои, раздавал беднякам хлеб, поэтому было очевидно: богиня ему покровительствует. Ну, а бог Теллус с рогом изобилия – опять же благоденствие, которое он принес всему римскому народу. Наконец, Август на статуе изображен босиком, хотя понятно, что, как император, он всегда ходил в обуви. Но тут налицо следование греческой традиции изображать героя без сандалий, поскольку принцепсу было лестно считать себя вторым Александром Македонским, и именно так, в общем-то, в народе его и воспринимали. Наконец, рядом с ним присутствуют дельфин и Амур – атрибуты богини Венеры. Она считалась покровительницей дома Юлиев, то есть понятно, почему тут без неё не обошлось, в то время как дельфин всего лишь напоминает, что она родилась из морской пены. Существует предположение, что в левой руке Августа первоначально было копье – ещё один символ героя. Но в эпоху Возрождения его заменили на императорский скипетр, чтобы уже этим самым окончательно утвердить «величие» Октавиана Августа. Понятно, что людям нашего времени все эти присутствующие на его статуе детали мало что могут сказать, потому, что знатоков древней истории среди тех, кто её рассматривает, не так уж и много. Однако, в то время любому римлянину было достаточно всего лишь бросить на неё беглый взгляд, чтобы убедиться: да, Октавиан Август и в самом деле - фигура божественная, а все, что он делает - полезно для общества и хорошо для каждого. Так что невербальным коммуникациям даже и в те годы уделялось огромное внимание. И, разумеется, не стоит о них забывать и сейчас.

Подпишитесь на нас

Статуя Августа из Примы Порты.(Древнеримский скульптурный портрет)

Неизвестный римский скульптор

Высота 202 см.

Последняя четв. I в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло.

· Более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле Ливии, жены императора Августа. Вилла была обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта.

· Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной.

· Облик Августа идеализирован в соответствии с канонами классической красоты.

· Голова идентифицирует фигуру в качестве Августа, который изображен в позе adlocutio: его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире:

Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха Августовой политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация). Единственное украшение на задней части панциря - схематическое изображение трофея. Опорная нога поддерживается фигурой амура верхом на дельфине (намек на Венеру, прародительницу рода Юлиев, к которому принадлежал Август). Босые ноги императора соответствуют героизированной трактовке субъекта (положение ног было заимствовано у Дорифора).

· Подпорку, необходимую для многих мраморных статуй, скульптор сделал в виде Амура, сидящего на дельфине. Амур и дельфин являются символами богини Венеры, от нее вел свое происхождение род Юлиев, к которому принадлежал Август. (Октавиа́н А́вгуст – внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им по завещанию).Введение в композицию этих изображений подчеркивало его божественное происхождение.

· В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.

23. Алтарь Агенобарба. Характеристика произведения.



Рельефы алтаря Гнея Домиция Агенобарба.

Жеpтвопpиношение пеpед цензом.

Моpские божества из свадебного поезда Нептуна и Амфитpиты.

Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

115-100 гг. до н.э.

Лувр. Париж

Государственное античное собрание, Мюнхен

· Долгое вpемя пpедполагалось, что алтаpь, сооpуженный в Риме пеpед хpамом Нептуна, постpоенным цензоpом Гнеем Домицием Агенобаpбом (победителем Домиция Кальвина в сpажении пpи Бpундизии в 42 г. до н.э.), датиpуется 35-32 гг. до н.э. В хpаме, как сообщает Плиний Стаpший, находилась скульптуpная гpуппа, изобpажающая моpских существ, тpитонов и неpеид, pаботы знаменитого гpеческого скульптоpа Скопаса. Пеpед хpамом согласно pимской тpадиции был сооpужен алтаpь, котоpому и пpинадлежали пpедставленные pельефы, обнаpуженные в pуинах постpоенного здесь позднее Палаццо ди Санта Кpоче (Двоpец Святого Кpеста). Тpи pельефа алтаpя попали в Мюнхенскую Глиптотеку, четвеpтый - в Лувp. Немецкий ученый Адольф Фуpтвенглеp отнес мюнхенские и паpижский pельефы к декоpу алтаpя Домиция Агенобаpба.

· На тpех стоpонах алтаpя пpедставлены сцены с изобpажениями моpских божеств, четвеpтая же укpашена pельефом со сценой жеpтвопpиношения пеpед цензом, тематически и стилистически абсолютно выпадающей из контекста пpедыдущих. В последнее вpемя на основании анализа стиля изобpажений пpедполагается, что памятник относится к более pаннему вpемени, сочетая в себе две pазличные стилистические тенденции.

· Жертвоприношение перед цензом

На pельефе, в несколько суховатой и пpоизачески точной манеpе, пpедставлена сцена жеpтвопpиношения пеpед цензом. Цензом называлась запись имущества pимских гpаждан, pезультаты котоpой опpеделяли их участие в войске и пpаво голосования в наpодном собpании. Цензоp ведет запись на покpытых воском табличках, к нему напpавляются гpаждане, дающие показания, пеpед началом ценза совеpшают жеpтвопpиношение богам.

В центpальной части pельефа изобpажен алтаpь, слева от котоpого в величественной позе, напоминающей статуи бога войны Маpса, стоит полководец, в котоpом pанее видели Домиция Агенобаpба; рядом с ним жpецы и их помощники, игpающие на музыкальных инстpументах. Взоp военачальника обpащен в стоpону пpоцессии жеpтвенных животных - suovetaurilia, пpиносимых обычно в искупительную жеpтву пеpед началом или после окончания военной кампании. Пpедписанный pитуалом поpядок пpинесения животных в жеpтву: вначале свинья, затем овца, наконец - бык, здесь полностью изменен: пеpвым изобpажен бык; веpоятно это сделано ради сохpанения композиционной целостности pельефа. (сp. изобpажение жеpтвенных животных на пpедставленном в зале pельефе с Фоpума Тpаяна). Жеpтвенную цеpемонию в обоих концах pельефа замыкают гpуппы воины.

· Свадебный поезд Нептуна и Амфитpиты

Центpальная гpуппа pельефа изобpажает бога моpя Посейдона и его супругу Амфитpиту, сидящих в колеснице, запpяженной тpитоном, мифическим существом, пpотома (пеpедняя часть) котоpого изобpажена в виде головы и туловища юноши, весело тpубящего в pог, посаженного на тело моpского змея. Пpедполагается, что мастеp pельефов с изобpажением моpских божеств и свадебного поезда Посейдона и Амфитpиты если и не был гpеком, то, по кpайне меpе, был достаточно хоpошо знаком с эллинистическими pельефами Гpеции и Малой Азии и, возможно, обучался в одной из гpеческих мастеpских.

24. Колизней. Общая характеристика.

· Колизей (от лат. colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени (одновременно являлся и цирком, и театром, и стадионом).

· Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев

· Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

· Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 1 56Х 188 м) и грандиозный по высоте (48,5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру.

· Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров); в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук.

· С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал.- травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. "Каркасная" структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов.

· Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решени я тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца.

· Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордернойаркады . Если посмотреть на Колизей снаружи, то можно увидеть, что он состоит как бы из четырех этажей. Три первых этажа на фасаде представляют собой сплошные ряды окон-арок с закругленным верхом. На втором и третьем этажах между арками-окнами располагались скульптуры римских воинов. Таким образом, этот амфитеатр имел 240 арок. Следует заметить, что в 80 арках первого этажа скульптур не было вообще, так как через эти арки зрители проходили внутрь Колизея.

· Кроме того, между окнами по фасаду на всех трех этажах были установлены колонны с капителями). На первом этаже колонны исполнены в дорическом стиле, на втором - в ионическом, а на третьем - в коринфском стиле.

25. Колонна Трояна. Общая характеристика.

· Колонна Траяна - колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками.

· Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день.

· В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

· Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101-102 и 105-106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь - женщина с закрытым покрывалом лицом, и др.

· Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов - как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую четкость и размеры и расположены одна над другой.

26.Панеон. Общая характеристика

· Пантео́н (др.-греч. πάνθειον - храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч. πάντες - все и θεός - бог) - «храм всех богов» в Риме,

памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

· Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).

· Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Через круглое отверстие в своде диаметром 9 метров в храм проникает дневной свет.

· Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась - во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.

· В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

· Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.

27.Характеристика конного памятника Марка Аврелия

Конная статуя Марка Аврелия.

Бронза. 160-170-е гг.

Рим, Капитолийские музеи.

· Бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Палаццо Нуово Капитолийских музеев.

· Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на Капитолии.

· Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест оратора, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы*. Вместе с тем Марк Аврелий изображен как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах - сандалии.

· Лицо Марка Аврелия, несомненно, индивидуальное, с немного выступающими скулами и выпуклыми глазами, несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода даны глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты верхними веками.

· Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

· В два раза превышает натуральную величину.

28. Арка Тита. Характеристика памятника.

Страна - Италия

Город - Рим

Дата постройки - 81 год

· Триумфальная арка Тита (итал. Arco di Tito) - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э.

· Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.

· Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в 81 году н. э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус.

· Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора, добываемого в Аттике.

· Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории. Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой. Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.

· Героем для постройки арки стал император Тит. В ходе Иудейской войны 66-70 годов ему удалось захватить Иерусалим. Правда, строительство было завершено после смерти императора в 81 году при Домициане. Находясь на возвышенности, ее белый облик отлично сочетается с цветом неба. Интересно подобраны и просмотры через арку - с одной стороны виден Колизей, с другой стороны открывается вид на Римский форум.

· В средние века часть триумфальной арки императора Тита в Риме подвергается разрушению. Реставрацию монумента по инициативе папы Пия VII провели в 1821 году. Новая часть арки была достроена уже не из мрамора, а из травертина. Также реставрация дополнила арку еще одной надписью, подтверждающей проведение работ Пием VII.

29.Колонна Адриана. Характеристика произведения.

30.Арка Константина. Характеристика произведения.

Страна: Италия

Город: Рим

Строительство: 312-315 годы

· Триумфальная арка Константина (лат. Arcus Constantini, итал. Arco di Costantino) - трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis.

· Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

· Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии).

· Это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.

· Арка имеет высоту 21 м, ширину 25,7 м и глубину 7,4 м. Центральный пролёт 11,5 м высотой и 6,5 шириной, боковые: по 7,4 м и 3,4 м.

· Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик кирпичный, облицованный мрамором.

Декор

Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с других сооружений элементы:

1. Искусство Римской империи IV века н. э. находилось в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.

2. Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение - к лету 315.

3. Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».

Аттик (декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом)

· На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника эпохи Марка Аврелия (161-180), вероятно триумфального монумента в честь войны с сарматами (169-175).

· По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца.

· По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.

· На вершине каждой колонны находятся фигуры даков(группа фракийских племён. Центральная область расселения даков располагалась севернее нижнего течения Дуная (на территории современной Румынии и Молдавии), взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.

Основная часть

· 8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены из нумидийского жёлтого мрамора.

· Основания колонн украшают рельефы с изображением Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.

· Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана.

По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу,

по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот.

С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.

· При Константине также был создан рельефный фриз(декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения ), иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной - выступления перед народом и раздачи денег.

«История искусства стран Западной Европы средних веков»

1.Особенности развития раннехристианского искусства.

Основные типы храмов раннехристианского искусства.

Система декорирования храмов.

Раннехристианское искусство - период искусства в истории, от возникновения христианства и признания христианства государственной религией Константином I Великим в Римской империи (в 313 году) до формирования византийского искусства в VI-VII веках.

В 323 г. н. э. Константин Великий принял судьбоносное решение, последствия которого ощущаются по сей день - он повелел перенести столицу империи в греческий город Византии, известный после этого как Константинополь (ныне Стамбул).

Император предпринял такой шаг осознавая рост стратегического и экономического значения восточных провинций. Перенос столицы был также связан с тем, что отныне основанием и краеугольным камнем империи должно было стать христианство.

Константин едва ли смог бы предвидеть, что такое изменение местопребывания императора приведет к расколу всего государства . Однако не прошло и ста лет, как раздел империи стал свершившимся фактом, хотя императоры, правившие в Константинополе, не спешили расстаться с притязаниями на западные провинции. Последние, управляемые императорами Западной Римской империи, вскоре были захвачены вторгшимися германскими племенами. К концу VI в. на ее территории исчезли последние остатки власти римлян. Восточная империя, впоследствии получившая название Византийской, выдержала удары варваров, а при императоре Юстиниане (527-565) стала опять могущественной и стабильной.

Раздел империи вскоре повлек за собой и религиозный раскол. Во времена Константина римский епископ, или, как его называли римский папа, был общепризнанным главой всех христиан; влияние его кафедры было следствием авторитета ее основателя, Св. апостола Петра. Однако различия между восточным и западным христианством постепенно накапливались, углублялись, а когда возникли расхождения в доктрине, то разрыв между католицизмом и православием, возглавляемый римским папой и константинопольским патриархом, стал неизбежен. Разногласия являлись действительно глубокими.

Католическая церковь к тому времени была независима от какой бы то ни было государственной власти; в соответствии со своей идеологией всемирной церкви она превратилась в наднациональный институт.Православная же церковь основывалась на союзе светской и духовной властей, представляемых императором и патриархом, причем первый назначал второго. Здесь видно продолжение имевшей место еще в Древнем Египте и на Ближнем Востоке традиции сакральной царской власти, но в христианской адаптации. Византийские императоры в отличие от своих предшественников-язычников не могли притязать на статус богов, но они приняли на себя роль главы как церкви, так и государства.

Термин «раннехристианское искусство» строго говоря относится не к определенному стилю, а к любому произведению искусства в области христианской культуры, созданному до разделения церквей, или, примерно, к первым пяти векам нашей эры.

Термин «византийское искусство», с другой стороны, обозначает не только искусство восточной части Римской империи, но и специфический стиль. Поскольку этот стиль вырос из определенных тенденций, возникновение которых можно отнести к правлению Константина и даже более раннему времени, то очевидно, что четких различий между раннехристианским и византийскимискусством не существует . Так, правление Юстиниана называют первым «золотым веком» византийского искусства. Однако, созданные на средства казны памятники, особенно находящиеся в Италии, можно рассматривать в зависимости от точки зрения как раннехристианские, либо как византийские.

Пройдет немного времени, и политико-религиозные расхождения между Востоком и Западом породят также художественные различия. В Западной Европе кельтские и германские народы выступят в роли наследников позднеантичной цивилизации, частью которой является раннехристианское искусство, и трансформируют его в искусство средневековое. Напротив, Восток не испытает подобного перелома. В Византии поздняя античность проживет еще долгую жизнь, только греческие и восточные элементы выступят на передний план за счет уменьшения значения собственно римского наследия. Поэтому византийская цивилизация так никогда и не станет в полном смысле средневековой.

Вплоть до правления Константина Великого мало что можно с уверенностью сказать о христианском искусстве. Единственным достаточно полным источником соответствующих сведений служат росписи римских катакомб, где находятся захоронения ранних христиан. Но это, по-видимому, лишь одна из существовавших в то время разновидностей христианского искусства. Тогда Рим еще не был главным центром христианства. В больших городах Северной Африки и Ближнего Востока, таких как Александрия и Антиохия, существовали более старые и многочисленные христианские общины. Возможно, там христианское искусство развивалось в русле иных художественных традиций, но от него мало что сохранилось. Если нехватка материалов по восточным провинциям Римской империи мешает проследить тенденции развития христианского искусства в раннюю пору его существования, то сохранившаяся катакомбная живопись достаточно полно рассказывает нам о духовной жизни создавших ее общин.

September 1st, 2009

На мой взгляд, одна из самых удачных научно-популярных книг по истории Древнего Рима – «Императорский Рим в лицах» Е.В.Федоровой. Я помню еще первое издание, когда книга выходила в издательстве Московского университета. То, что появилось в издательстве «Слово» в 2002 году, похоже, сокращенный вариант. Книга Е.В.Федоровой – своеобразная хрестоматия, доступная и увлекательная. Главное достоинство книги в том, что после знакомства с ней хочется самому взять в руки Тацита или Светония и поискать новые, более качественные воспроизведения римских портретов. Попробую это сделать.


Самый замечательный портрет императора Августа находится в Римском национальном музее (палаццо Массимо). Это – работа великого скульптора. Точнее, голова, поскольку статуя составная, из разных сортов мрамора, и все остальное мог выполнить другой мастер. Портрет поразителен по глубине и убедительности. Глядя на него, веришь, что именно таким красивым и глубоко чувствующим был этот человек. И хочется повторять вслед за Горацием:

«Множество, Цезарь, трудов тяжелых выносишь один ты:
Рима державу оружьем хранишь, добронравием красишь,
Лечишь законами ты <…>
Почести только тебе уделяем мы щедро при жизни,
Ставим тебе алтари, чтобы клясться тобою, как богом,
Веря - ничто не взойдет тебе равное и не всходило.
Мудрый, однако, в одном и правый народ твой, что отдал
Он предпочтенье тебе пред вождями и Рима и греков,
Прочее мерит не так же разумно, не тою же мерой…»

(Квинт Гораций Флакк. Послания. Книга вторая. Пер. Н. С. Гинцбурга
http://www.lib.ru/POEEAST/GORACIJ/hor1_5.txt)

Портрет поразительно живой. Использованы все возможности круглой пластики: меняется наша точка зрения – меняется лицо Августа. Все построено на нюансах: едва проступают морщины, слегка сдвинуты брови, чуть-чуть подняты уголки губ. Нужно сделать усилие над собой, чтобы ощутить идеализацию образа: она достигается тем, что все индивидуальное в облике слегка подправляется, возраст не акцентируется. И в результате мы видим абсолютно спокойного и уверенного в своей правоте человека. Август – вне времени, он духовно сложнее и выше нас. Считается, что в этом портрете он изображен в виде верховного жреца. На нем тога, Август представлен приносящим жертву, в правой руке у него находилась чаша для возлияний:

Гай Светоний Транквилл так характеризовал эту сферу деятельности первого императора: «Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями. Так, за один раз он принес в дар святилищу Юпитера Капитолийского шестнадцать тысяч фунтов золота и на пятьдесят миллионов сестерциев жемчуга и драгоценных камней.
В сане великого понтифика <…> он велел собрать отовсюду и сжечь все пророческие книги, греческие и латинские, ходившие в народе безымянно или под сомнительными именами, числом свыше двух тысяч. Сохранил он только Сивиллины книги, но и те с отбором; их он поместил в двух позолоченных ларцах под основанием храма Аполлона Палатинского. Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед. Он увеличил и количество жрецов, и почтение к ним, и льготы, в особенности для весталок <…> Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий <…> Ларов на перепутьях он повелел дважды в год украшать весенними и летними цветами».
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm

Октавиан постепенно шел к власти. Он был усыновлен Юлием Цезарем, и, вступая в борьбу за Рим после гибели отца от рук заговорщиков, был осторожен и помнил о его судьбе. Август стремился сохранить видимость республиканских порядков, но, занимая один за другим ключевые посты в государстве, он сконцентрировал власть в одних руках. Вот как описывает это в «Анналах» Публий Корнелий Тацит.
Чтобы понять этот отрывок, нужно знать, что Брут и Кассий – это убийцы Юлия Цезаря, «Цезарем» здесь историк именует Октавиана, а проскрипциями назывались списки лиц, объявленных вне закона, и физическое уничтожение этих людей.

«Когда после гибели Брута и Кассия республиканское войско перестало существовать и когда Помпей был разбит у Сицилии, отстранен от дел Лепид, умер Антоний, не осталось и у юлианской партии другого вождя, кроме Цезаря, который, отказавшись от звания триумвира, именуя себя консулом и якобы довольствуясь трибунскою властью для защиты прав простого народа, сначала покорил своими щедротами воинов, раздачами хлеба - толпу и всех вместе - сладостными благами мира, а затем, набираясь мало-помалу силы, начал подменять собою сенат, магистратов и законы, не встречая в этом противодействия, так как наиболее непримиримые пали в сражениях и от проскрипций, а остальные из знати, осыпанные им в меру их готовности к раболепию богатством и почестями и возвысившиеся благодаря новым порядкам, предпочитали безопасное настоящее исполненному опасностей прошлому. Не тяготились новым положением дел и провинции: ведь по причине соперничества знати и алчности магистратов доверие к власти, которой располагали сенат и народ, было подорвано, и законы, нарушаемые насилием, происками, наконец, подкупом, ни для кого не были надежною защитой».
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm

Изначально понятие «император» относилось к командующему войском. Именно в этой ипостаси запечатлен Август в замечательной статуе, найденной в середине 19 века при раскопках виллы Ливии в Прима Порта.
Сейчас эта статуя находится в собрании Ватиканских музеев:


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2457

«Образцовому полководцу, - писал Светоний об Октавиане,- по его мнению, меньше всего пристало быть торопливым и опрометчивым. Поэтому он часто повторял изречения: «Спеши не торопясь», «Осторожный полководец лучше безрассудного» и «Лучше сделать поудачней, чем затеять побыстрей».
Поэтому же он никогда не начинал сражение или войну, если не был уверен, что при победе выиграет больше, чем потеряет при поражении. Тех, кто домогается малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок, - никакая добыча не возместит потери.
Высшие и почетнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные. Консульство он захватил на двадцатом году, подступив к Риму с легионами, как неприятель, и через послов потребовав этого сана от имени войска; а когда сенат заколебался, центурион Корнелий, глава посольства, откинув плащ и показав на рукоять меча, сказал в глаза сенаторам: «Вот кто сделает его консулом, если не сделаете вы!»
http://ancientrome.ru/antlitr/svetoni/vita-caesarum/august-f.htm


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2851

Из описания в путеводителе по Ватиканским музеям: «Его правая рука поднята и надетый на нем панцирь предполагает, что он обращается к солдатам. Особенный интерес представляют рельефные украшения на панцире. Центральная сцена относится к событию, имевшему место в 20 г. до н. э.: парфянский царь (Фраат IV?) возвращает римские военные значки, утраченные Крассом в 53 г. до н. э., легату Августа (Тиберию). Весь космос является свидетелем успеха августовской политики умиротворения: наверху Целус поднимает свою распростертую мантию, Сол на квадриге и, перед ним, персонификации утренней зари и росы, ниже Теллус, римская богиня Земли; по сторонам Аполлон, держащий лиру, на крылатом грифоне, и Диана, держащая факел, на олене. По сторонам от центральной сцены две сидящие женские фигуры, персонификации провинций (Германия и Далмация?) <…> Это копия, сделанная, вероятно, для Ливии после смерти Августа (14 г. н. э.), с бронзовой статуи, установленной в честь Августа вскоре после 20 г. до н. э.»
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=427

Амурчик на дельфине у ног Августа – чрезвычайно важная деталь. Это намек на божественное происхождение рода Юлиев, которые вели свою родословную от любовной связи Венеры и троянца Анхиза.


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=2861

Третья портретная статуя Августа, которая находится в Эрмитаже, характеризует следующую ступень в сложении культа императора, или, по выражению Тацита, «все возраставшее пресмыкательство пред ним». Хотя официальное обожествление Августа состоялось после его смерти, но храмы, посвященные ему, появились еще при жизни императора. «Богам не осталось никаких почестей, после того как он пожелал, чтобы его изображения в храмах были почитаемы фламинами и жрецами как божества»
http://ancientrome.ru/antlitr/tacit/annal/kn01f.htm


http://www.hermitagemuseum.org/

«Эрмитажная статуя, созданная при преемниках Августа в первой половине I в., представляет принцепса в образе сидящего на троне Юпитера – верховного божества римлян. Образцом для композиции послужила статуя Зевса Олимпийского работы Фидия, греческого скульптора V в. до н.э. Черты молодого лица идеализированы. "Божественная нагота" была присуща исключительно образам бессмертных богов, так как в портретной скульптуре римляне изображали фигуры непременно одетыми. Статуя Октавиана Августа является прекрасным образцом "августовского классицизма" – направления в искусстве ранней империи, соединившего римскую реалистическую традицию с греческой классикой.
Найденная в XIX в. в обломках в городе Кумы, эта статуя была восстановлена на основании изображений императора в образе сидящего на троне Юпитера, встречающихся на античных монетах и резных камнях».
http://www.hermitagemuseum.org/


http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=401

Обожествленный Август – лишь напоминание о конкретном человеке, поэтому хочется опять вернуться к текстам римских историков. Вот как Светоний описывает внешность первого императора: « С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причесывать себя для скорости сразу нескольким цирюльникам, а когда стриг или брил бороду, то одновременно что-нибудь читал или даже писал. Лицо его было спокойным и ясным, говорил ли он или молчал: один из галльских вождей даже признавался среди своих, что именно это поколебало его и остановило, когда он собирался при переходе через Альпы, приблизившись под предлогом разговора, столкнуть Августа в пропасть. Глаза у него были светлые и блестящие; он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца. Впрочем, к старости он стал хуже видеть левым глазом. Зубы у него были редкие, мелкие, неровные, волосы – рыжеватые и чуть вьющиеся, брови – сросшиеся, уши – небольшие, нос – с горбинкой и заостренный, цвет кожи – между смуглым и белым. Росту он был невысокого, <…> но это скрывалось соразмерным и стройным сложением и было заметно лишь рядом с более рослыми людьми».

Октавиан Август предпочитал в политике хитрость, а не прямоту, и мечтал не быть убитым, как Цезарь, а умереть «доброй смертью».

19 августа 14 года умер великий государственный деятель Древнего Рима Октавиан Август, при котором на месте Республики утвердилась Империя и имя которого через 2 тысячи лет после его смерти входит в число самых узнаваемых имен во всем мире.

Октавиан Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) был внучатым племянником великого Цезаря, который его усыновил и завещал ему значительную часть своего имущества. Однако в отличие от прославленного благодетеля, Октавиан Август предпочитал в политике хитрость, а не прямоту, и мечтал не быть убитым, как Цезарь, а умереть «доброй смертью», то есть спокойно и не насильственно. И он своего добился. Искусно сталкивая других влиятельных современников-римлян в течение всей своей государственной карьеры, Октавиан Август к концу жизни стал Императором.

Будучи старшим современником Христа, он учредил культ Императоров, и это в Риме, гордившемся своей свободой и равенством граждан перед законом.

Отец Отечества – такой титул носил Октавиан Август со 2 года н.э. А полный его титул к концу жизни звучал так: Imperator Caesar Divi filius Augustus, Pontifex Maximus, Consul XIII, Imperator XXI, Tribuniciae potestatis XXXVII, Pater Patriae (Император, сын Божественного Цезаря, Август, Великий Понтифик, Консул 13 раз, Император 21 раз, наделён властью народного трибуна 37 раз, Отец Отечества).

Он также принял имя своего благодетеля, и потому после перечисления титулов провозглашалось его полное имя Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.

Этот человек, основавший Империю, наследником которой считали себя все последующие Империи и некоторые царства, а прямыми преемниками Первого Рима называли себя Византийская Империя и Священная Римская Империя Германской нации, а вслед за ними – Средневековая Москва, величавшая себя Третьим Римом, и Третий Рейх уже в ХХ веке, внес огромный вклад в культурное наследие и даже в язык. Само название «Империя» служит напоминанием об основанной им Римской Империи. Принятое им фамилия Цезарь и титул Август стали постоянными титулами Императоров Западной и Восточной Римской (затем Византийской) Империй на следующие 14 столетий. В некоторых странах слово «Цезарь» («Caesar») служило наименованием правителя, например, кесарь и царь в России или кайзер в Германии.

Наконец, восьмой месяц назван августом именно в честь этого великого государственного мужа.

Октавиан Август является действующим лицом многих литературных произведений, а классическими образцами античного скульптурного портрета служат именно изображения первого Императора.


Гемма Августа. Верхний регистр. Ок. 12-7 гг. до н.э. Оникс. 18х23 см. Музей истории искусств, Вена.

В районе Прима-Порта. Виллу в античные времена называли Ad Gallinas Albas . Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу Римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной . В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти . Октавиан Август изображен в момент произнесения речи перед десятью тысячами своих сторонников на Форуме, призывая их начать войну со своим политическим противником Антонием - нарушителем законов и обидчиком законного наследника Цезаря. Это выступление впоследствии оказалось неудачным, его слушатели отказались воевать с верным цезарианцем Антонием, тем более что на тот момент Октавиан был слишком юным и не имел достаточных полномочий для объявления войны.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Август из Прима-Порта 1 век н.э.

    ✪ Октавиан Август - основатель Римской империи (рассказывает историк Наталия Басовская)

    ✪ The Prima Porta Augustus

    Субтитры

    У многих есть портрет мужа. Это правда, и нечто подобное было найдено на вилле Ливии, жены императора Августа. На её вилле в Прима-Порта. Сейчас многие хранят фотографии мужей дома, и не в виде мраморного изваяния в полный рост! Да, необычно. Но именно его хранила Ливия. Помимо этого (хотя данная статуя была найдена в её доме), подобные скульптуры имели политический смысл: они были пронизаны римской политической идеологией, и в то же время оставались образцами римского искусства. Вероятно, статуя являлась копией бронзового оригинала, который демонстрировался публично. Не исключено, что таких копий было множество. Но сохранилась только эта. Императору было важно распространить свои изображения по всей империи, поэтому существовало так много копий изображений императора. Это было задолго до появления фотографии, и многие люди за всю жизнь могли так никогда и не увидеть императора. Поэтому он распространял свои изображения и, в некотором смысле, атрибуты власти, посредством скульптуры и живописи. Эти изображения обладали некоторым портретным сходством с Августом, но были, конечно, идеализированы: он выглядит моложе, красивее, атлетичнее, но при этом его черты узнаваемы во всех скульптурах. Август - сложная личность. Утверждая, что собирается восстановить Сенат, он лишь действует в рамках стратегии по укреплению своей власти, чтобы стать первым настоящим императором Рима. Он делает это в довольно юном возрасте, а прежние правители древней Республики были пожилыми, опытными людьми. Существовал возрастной ценз для правителей Республики. Август, возвестивший наступление новой эпохи для Империи, хочет предстать в совершенно ином - богоподобном облике, излучающем молодость и превосходство. И вот мы видим нового правителя Империи, который через эту статую сообщает о своих взглядах обществу и своим подданным. Черты, которые он захотел отразить в скульптуре, должны напоминать о его богоподобии и соответствовать искусству Древней Греции, Золотого Века Перикла, в Афинах, в пятом веке до н. э. Пропорции тела соответствуют «Канону». «Каноном Поликлета» называют статую «Дорифор» древнегреческого скульптора Поликлета. Она является каноном изображения мужского тела. Поэтому за основу взят греческий идеал. Он будто говорит: «Я собираюсь создать Золотой век, как в Греции в пятом веке до н. э.». «Я хочу походить на греческую скульптуру того периода». Затем он показывает нам, что у него для этого есть всё необходимое: у его лодыжки мы видим Купидона, он держится за край облачения. Купидон - сын богини Венеры. Август проследил свою родословную до Энея, основателя Рима и сына Венеры. Присутствие Купидона напоминает, что Август - потомок богини. Он говорит, что его происхождение отчасти божественное. Он показывает, что он не только потомок Венеры, а говорит, что он сын бога Юлия Цезаря, человека, впоследствии обожествлённого Августом. Всё указывает на его божественный статус. Это доказывают и изображения на нагруднике, где мы видим бога неба и богиню земли. Все высшие силы сошлись, чтобы поддержать правление Августа. Нагрудник, вероятно, представлял собой кирасу из плотной кожи, на которой были вытиснены сцены из жизни Августа - некое резюме. Самая важная сцена изображает, как римляне возвращают себе как римляне возвращают себе захваченные парфянами знамёна. Август одолел старого врага Рима: в предыдущем сражении парфяне захватили римские знамёна. То, что парфяне изображены возвращающими знамёна, подчёркивает их поражение и осознание ими силы Рима. Это человек божественного происхождения блестящий полководец, изображён, согласно древнегреческой традиции, в блеске величия. Это очень мощная наглядная пропаганда.

См. также

Литература

На русском

  • Бритова Н. Н., Лосева Н. М, Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет . - М. : Искусство, 1975. - С. 30-31.

На немецком

  • Heinz Kähler: Die Augustusstatue von Primaporta . Köln 1959.
  • Erika Simon: Der Augustus von Prima Porta . Bremen, Dorn 1959. (Opus nobile 13)
  • Paul Zanker: Augustus und die Macht der Bilder . München, C. H. Beck 1987, ISBN 3-406-32067-8
  • Kaiser Augustus und die verlorene Republik , Ausstellung Berlin 1988. Mainz, Zabern 1988. S. 386 f. Nr. 215.
  • Erika Simon: Altes und Neues zur Statue des Augustus von Primaporta , in: G. Binder (Hrsg.), Saeculum Augustum , Bd. 3, Darmstadt, WBG 1991, S. 204-233.
  • Dietrich Boschung: Die Bildnisse des Augustus , Gebr. Mann Verlag, Berlin 1993 (Das römische Herrscherbild, Abt. 1, Bd. 2) ISBN 3-7861-1695-4
  • Vinzenz Brinkmann und Raimund Wünsche (Hgg.): Bunte Götter . Die Farbigkeit antiker Skulptur. Eine Ausstellung der Staatlichen Antikensammlungen und Glyptothek München in Zusammenarbeit mit der Ny Carlsberg Glyptotek Kopenhagen und den Vatikanischen Museen, Rom , Staatliche Antikensammlungen und Glyptothek, München 2004 ISBN 3-933200-08-3

На французском

  • A. Grenier, Le génie romain dans la religion, la pensée et l’art: L’évolution de l’humanité , Albin Michel, 1969.
  • C. Picard, La sculpture antique de Phidias à l’ère byzantine , Manuel de l’histoire de l’art, H. Laurens Editeur, Paris, 1926.
  • Robert Turcan, Rome et ses dieux , Hachette éditions, Collection Vie quotidienne, 1998.