Задачи: расширять и обогащать представления и знания детей об овощах; расширять и активизировать номинативный, предикативный словарь, словарь признаков по изучаемой теме; учить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные;

развивать умение согласовывать в словосочетаниях прилагательные с существительными, числительные с существительными; учить составлять простое распространённое предложение с однородными определениями; ; воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Предметный словарь: овощи, баклажан, перец, кабачок, петрушка, салат, редис, тыква, лук, чеснок, свёкла, картофель, фасоль, горох, капуста.

Предикативный словарь: копать, сажать, поливать, рыхлить, собирать, зреть, срывать, выдёргивать, срезать, варить, сушить, солить.

Словарь признаков: морковный, тыквенный, фасолевый, гороховый, картофельный.

Материал: картина «Сбор урожая», муляжи и предметные картинки овощей, фотографии блюд из овощей.

Ход занятия

Организационный момент .

Пальчиковая гимнастика «Сложим из пальцев».

Сложим ворота, замочек, горку, канавку, мостик, заборчик.

Рассматривание картины «Сбор урожая».

Воспитатель (В.). Где дети собирают урожай? (В огороде.)

Какие овощи собирают дети? Давайте и мы с вами соберём урожай.

Игра «Найди ошибку».

Синий огурец, жёлтый баклажан, зелёный помидор, квадратный огурец, мягкий картофель, горькая капуста.

Помидор не синий, он - красный и т.д.

Игра «Повар и овощи ».

В. Я решила стать поваром. Но не простым поваром, а поваром-волшебником. И сейчас я превращу вас в овощи.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы играть.

Руками похлопаем, ногами потопаем.

Покружились, покружились

И в овощи превратились.

Каждому ребёнку прикрепляется эмблема какого-либо овоща.

В. Кто ты? Расскажи про себя. «Я капуста зелёная, круглая, твёрдая и т.д.»

Игра «Назови верно».

Суп из гороха - гороховый.

Из фасоли -

Сок из моркови -

Из тыквы -

Запеканка из картофеля -

Игра «Посчитай-ка».

В. Едем, едем мы домой

на машине грузовой,

Эй, ворота отворяй, едет с поля урожай.

Вот приехала машина домой, давайте посчитаем, сколько овощей она привезла.

Чтение стихотворения.

Раз, два, три, четыре

Дети овощи учили.

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Итог занятия.

Летом огород - что город!

В нем сто тысяч горожан:

Помидор, горох, капуста,

Кабачок и баклажан!

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Наличие огорода в детском саду способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями.

Огород в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется посмотреть на цвета зелени или первых весенних цветов. Нет ничего приятнее создать самый настоящий огород под окнами детского сада. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. А сколько радости доставляют детям первые посадки и всходы.

Целью образовательной деятельности с детьми в огороде является расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, которые можно вырастить, ухаживать за ними, осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

А задачи перед собой мы ставим следующие:

Расширять и уточнять представления детей об овощных культурах, растениях огорода

Учить ухаживать за растениями, дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений

Развивать познавательные и творческие способности детей

Формировать осознанно- правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Коллективный труд на огороде приучает детей к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

В результате все испытывают большое удовольствие, а у детей появляется уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую работу, доставляя радость окружающим людям.

Итак, что же дети могут делать в огороде? Чем им помочь?

Обработка почвы. Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. . После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

Посев семян. Семенами сажаем тыкву, свеклу, редис, горох, фасоль, укроп, салат, морковь и картофель. Сеять семена могут дети во всех группах. Но вначале следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать. В группах выращиваем рассаду кабачков, капусты, перца, баклажан, огурцов.

Рыхление. Это могут делать дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

Прополка. Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности.

Полив. Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три.

В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому сажать ее надо столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и подготовительной групп.

Таким образом, огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания дошкольников.

Воспитатель МДОУ № 4 Степанова Т.А.

Старший воспитательСусанова А.В.

Осенний праздник для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Спортивный праздник детском саду. «Собираем урожай!»

Сценарий спортивного праздника в детском саду

Автор музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №6 г. Калининска Саратовской области Шатохина Рита Вячеславовна.

Сценарий будет интересен для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ.
В празднике могут принять участие дети от 4 до 6 лет.
Цель: Создать праздничное настроение у детей; предоставить детям возможность применять двигательные навыки и умения, приобретенные на физкультурных занятиях; формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.
Оборудование: 2 игрушечные грузовые машины, 2 корзины, овощи и фрукты, 4 обруча, 4 больших мяча, 2 маленьких мяча, 2 мольберта, цветные фломастеры или карандаши, 2 шапочки репок. Костюм Хозяюшки, костюм Капусты. Приготовленные блюда из капусты: салат из капусты, тушёная капуста, квашеная капуста. Ложки и салфетки.

Дети входят в зал под музыку «Марш» «Вперёд зовёт страна», проходят круг, садятся на стульчики.
Ведущая: Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна. (автор В. Нирович)
Ребёнок: Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
Ребёнок: На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Ребёнок: Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут. (автор М. Геллер)
Дети исполняют песню «Лист календаря» слова и музыка Н.В.Куликовой)
В зал входят Хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, народ честной!
Дети:….
Хозяюшка: Вы чего же здесь сидите?
Мне помочь вы не хотите?
Дети:….
Ведущая: А какая помощь вам нужна?
Хозяюшка: Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
Урожай пора собирать, да на зиму запасать!
Ребёнок: На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Ребёнок: Сушат белочки коренья,
Запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Хозяюшка: Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай! «Праздник урожая» (автор А.Н.Старик)
Ведущая: Наши ребята умеют собирать урожай, правда ребята?
Дети:….
Хозяюшка: А не хвастунишки ли ваши ребята?
Ведущая: Наши ребята смелые, сильные, умелые. Каждое утро зарядку делают, спортом занимаются.
Хозяюшка: Ловкие говоришь? Умелые? А это мы сейчас проверим, устроим соревнование. Я вижу, у вас две команды есть, а как они называются?
Дети 1-й команды: Веснушки!
Дети 2-й команды: Улыбка!
Хозяюшка: А чтобы победителя верно определить, у нас жюри есть. (Представление жюри).
Вот первое задание для вас:

1 задание «Разгрузи машину».

Детям предлагается разгрузить "машины" с "овощами". Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
Хозяюшка: а вот второе задание для вас: в огороде поспели тыква, капуста, картошка и большие и маленькие. Сколько круглых овощей вы сможете сразу унести?

2 задание: «Бег с тремя мячами».

На линии старта ребёнок берёт 3 мяча разные по размеру. По сигналу бежит с ними к обручу, который находится на расстоянии от старта на несколько метров и складывают в него мячи. Затем возвращается назад и передаёт эстафету следующему. Следующий участник бежит к мячам берёт их и возвращается с ними к линии старта, кладёт их на пол. Эстафета начинается сначала.
Хозяюшка хвалит детей. Жюри объявляет результаты эстафеты.
Команды проходят и рассаживаются на стульчики.
Хозяюшка: устали, ребятки, посидите, отдохните.
Ведущая: а наши малыши для вас песенку споют и станцуют.
(Исполняется «Весёлая разминка» младшая группа)
Хозяюшка: хватит вам, ребята сидеть, надо вовремя урожай собрать. Ой, забыла спросить, а вы знаете, что растёт в огороде? Сейчас проверим.

3-е задание «Художники».

В центре зала стоит мольберт. Вызываются 2 команды. Дети поочередно рисуют по сигналу ведущего каждый свой овощ. Важно, чтобы овощи не повторялись дважды на картине одной команды. Задача – нарисовать как можно больше овощей.
Хозяюшка называет овощи, нарисованные детьми 1-й команды, а ведущая детьми 2-й команды. Жюри объявляет итоги конкурса.
Хозяюшка: все вы сказки знаете и любите, а сказку «Репка» читали? Вот и у нас в огороде выросли сразу две репки: (детям одевают шапочки репок). Надо вам ребята их вытянуть.В эстафете 2 команды по 6 человек. У противоположной стены зала стоят 2 стульчика, на них сидят «Репки». Игру начинает «Дед». По сигналу ведущего он бежит к репке, обегает её и возвращается, за него цепляется (держится за талию) «Бабка» и они вдвоём, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяются внучка и т.д. в конце игры за мышку цепляется репка. Побеждает команда, которая быстрее вытянула репку.
Жюри объявляет победителя.
Хозяюшка: Вроде всё собрали.
Ой, а где капуста? Без неё в тарелке пусто!
Раз капусты не видать, надо нам её позвать.
Ну-ка песню запоём, куму в гости позовём.
(Дети исполняют песню «Капуста»)
Под музыку в зал входит Капуста.
Хозяюшка: А вот и сама Капуста-кума!
Что ж, кума ты опоздала?
Капуста: Я наряды примеряла,
Ведь у меня сто одёжек, и все без застёжек.
Не могу удержаться – люблю наряжаться!
Не зря я, огородница, зовусь большою модницей! (С.В.Кустарёва)
А для вас ребятки угощение: капустка квашеная, жареная и салат капустный.
Ну-ка ложки доставайте на угощение налегайте.
Детей угощают капустой.
Хозяюшка: Хорошо повеселились и урожай мне помогли собрать, а сейчас пора прощаться.
Выходит из зала.
Ведущая завершает праздник.

Лёгкая Марина Сергеевна
Конспект НОД для средней группы «В огород пойдем, урожай соберем»

Цель : Расширять и уточнять представления детей об овощах и их отличительных особенностях : форме, цвету

1 Развивающие задачи :

Развивать память, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие

Развивать навыки речевого общения

2 Образовательные задачи :

Учить различать овощи на ощупь, по вкусу.

Развивать познавательные способности, эмоциональную выразительность.

3 Воспитательные задачи :

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование : Муляж овощей в корзине (лук, помидор, чеснок, картофель, морковь, огурец)

Ход Занятия:

Воспитатель : Ребята, а какое сейчас время года?

Дети : Осень

Воспитатель : А что люди делают осенью?

Дети : Собирают урожай

Воспитатель : Молодцы ребята! а вы готовы отправиться в путешествие в «огородную сказку » ?

Дети : Да!

Воспитатель : Я отправляюсь в путешествие и беру с собой морковь. А вы?

Дети по очереди называют овощи, которые они берут в путешествие.

Воспитатель : Дети, у меня в корзине есть : репа, баклажан, огурец, лук, помидор, картофель, морковь, кабачок. Как можно это всё назвать одним словом?

Дети : Овощи

Воспитатель предлагает детям рассказать какие бывают овощи.

Дети по очереди рассказывают об одном выбранном овоще : какой он на вкус, какого он цвета, формы, какой на ощупь.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Один - много»

Воспитатель : Дети закончите предложения.

У меня один баклажан, а на грядке много. (баклажанов) . У меня один кочан капусты, а на грядке много. (кочанов капусты) . У меня один помидор, а на грядке много. (помидоров) . У меня один огурец, а на грядке много. (огурцов) . У меня одна морковка, а на грядке много. (морковок) У меня в корзинке один кабачок, а на грядке растет много. (кабачков) .

Воспитатель : Дети разгадайте «Загадки на грядке»

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя, резкий.

Горький вкус имеет он

Обжигает… не лимон.

(Лук)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Внизу красно, вверху зелено,

В землю вросло.

(Свекла)

Маленький и горький, луков брат.

(Чеснок)

Фиолетовый кафтан

Носит овощ …

(Баклажан)

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные.

(Огурцы)

Воспитатель : Ребята какие вы молодцы!

Физ. минутка :

Хороводная «Урожай » (координация слов с движением)

В огород пойдем (ходьба по кругу)

Урожай соберем (взявшись за руки)

Мы моркови натаскаем («таскают» )

И картошки накопаем («копают» )

Срежем мы кочан капусты («срезают» )

Круглый, сочный (показывают круг) Очень вкусный.

Зелени нарвем немножко («рвут» )

И вернемся по дорожке (идут по кругу)

Воспитатель : Ребята, а что можно приготовить из овощей?

Ответы детей

Воспитатель : Да, дети, правильно из овощей варят суп, готовят салаты, делают сок, едят сырыми, солят. Но прежде чем есть овощи надо их вымыть.

Подведение итогов :

Воспитатель : О чем мы сегодня говорили? Какие бывают овощи?- Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились!

Ребята осень нам прислала посылку (стук в дверь, корзинка с яблоками) .

Публикации по теме:

Фотоотчет ОГОРОД НА ОКНЕ Средняя группа Сластенко Ольга Юрьевна В этом году совместно с родителями зародилась идея создать огород на.

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию из бумаги для детей средней группы " Наш огород" Образовательная.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «В огород пойдем, урожай соберем» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №32 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект НОД по речевому развитию для детей средней группы «У Арины огород» Цель: уточнить и закрепить представления детей о фруктах и овощах, уточнить и активизировать словарь