В День защиты детей в ДК «Приморский» прошёл финал турнира по настольным играм «Пять в кубе» среди учащихся пятых классов школ Микрорайона ОбьГЭС, посвященного 125-летию г. Новосибирска.

Осенью 2017 года стартовал отборочный тур среди пятиклассников школ ОбьГЭСа по настольным играм. Организаторами выступили сотрудники ДК «Приморский», которым хотелось показать современным детям другой способ времяпровождения, когда проявляется смекалка и разгораются нешуточные баталии. И всё это - без планшетов и андроидов! Первыми открыли Турнир ученики СОШ №165. На базе школы прошло сразу две игры между 4-мя пятыми классами. Затем по такой же схеме прошли игры с учениками СОШ №179 и СОШ №80. Участники активно проявляли себя в каждой из шести игр, увлекаясь всё больше и больше. Многие набирали одинаковое количество баллов, поэтому пришлось провести дополнительные игры. В завершении всех отборочных туров выбрали шесть победителей, которые представили свою школу на финальном этапе 1 июня в ДК «Приморский».
В финале действительно было жарко - ведь собрались лучшие из лучших, никто не хотел уступать. Но пришло время огласить победителей: третье место разделили сразу два участника – Книга Матвей СОШ №80 и Даньшина Анастасия СОШ №179, второе место занял Благородский Ричард СОШ №80 и первое место - у Куприевой Ангелины из СОШ №165.
Уходя домой, дети задавали вопрос: «Когда ещё будут такие игры?» Надеемся, что новые формы проведения внешкольного досуга, замещающего компьютерные игры, будут продолжены и поддержаны другими школами. А дети откроют для себя новые интересные игры и раскроют новые грани таланта.
Благодарим администрацию Советского района за поддержку и предоставленные призы.

Развивающая игра «Пять в кубе» - уникальная авторская разработка известного педагога Николая Александровича Зайцева. Пособие представляет собой комплект из 125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами, математическими знаками, восьми листов-таблиц, «счетных досок» и руководства. С помощью игр с кубиками дети охотно знакомятся с цифрами, буквами, выкладывают слова...

Пять в кубе (Методика Зайцева), арт.FQ00

Дидактический материал для детей от 2 до 12 лет. Подойдет в качестве подарка.

Развивающая игра «Пять в кубе» - уникальная авторская разработка известного педагога Николая Александровича Зайцева. Пособие представляет собой комплект из 125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами, математическими знаками, восьми листов-таблиц, «счетных досок» и руководства. С помощью игр с кубиками дети охотно знакомятся с цифрами, буквами, выкладывают слова.

В составе набора вы найдете: 125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами и знаками математических действий; 8 листов таблиц формата А3; «Счетную доску», которая представляет собой две таблицы, разделенные на сто клеток с обеих сторон; картонную ленту для быстрого прочитывания и записи многозначных чисел, подробное руководство.

Пособие Зайцева «Пять в кубе» можно рекомендовать родителям детей уже от 2-3 лет. С малышами этого возраста стройте дома и башни, не забывая озвучивать цифры и буквы на кубиках. Детки 4-5 лет уже начинают выкладывать первые слова, составлять многозначные числа и прочитывать их, решают примеры на сложение и вычитание. Пригодятся кубики и школьникам. С их помощью дети 6-7 лет легко и просто осваивают вычитание, сложение, умножение, деление, учатся решать и составлять уравнения.

Николай Александрович Зайцев считает, что очень важны для детей цветовые ориентиры. Это облегчает и ускоряет процесс поиска кубиков детьми и выполнение заданий. Как и во многих других его пособиях, разные виды знаков выделяются цветами. ЧЕтные цифры - ЧЕрного цвета, НЕЧЕтные - НЕЧЕрного (оранжевого); Гласные кубики обозначены Голубым цветом, а Согласные - Синим, Знаки математических действий, твердый и мягкий знак - Зеленым.

Автор подробно описывает разнообразные игры и задания, которые можно выполнить с кубиками. Он приводит игры на составление и разгадывание слов. Уверены, что подобные задания заинтересуют не только детей, но и взросылх!

Из кубиков можно выкладывать различные простые фигуры (квадраты, прямоугольники) или посложнее (куб, параллелепипед), осваивая такие темы, как «Периметр, площадь квадрата, прямоугольника», «Объём куба, параллелепипеда».

Если совмещать кубики и таблицы, дети легко смогут разложить составные числа на простые множители, найти наименьшее общее кратное, в игре освоить то, что начинают изучать лишь в 6 классе!

Методики Зайцева дают прекрасный результат как при индивидуальных, так и при групповых занятиях. В них есть то, что так привлекает детей - движение, свобода, увлекательная игра, соревновательный элемент. Все эти составляющие приводят к тому, что дети стремятся к получению знаний, легко осваивая материал.

Темы: "Цифры", "Буквы", "Знаки", "Сложение", "Вычитание", "Ум

Развивающая игра «Пять в кубе» - уникальная авторская разработка известного педагога Николая Александровича Зайцева. Пособие представляет собой комплект из 125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами, математическими знаками, восьми листов-таблиц, «счетных досок» и руководства. С помощью игр с кубиками дети охотно знакомятся с цифрами, буквами, выкладывают слова.

В составе набора вы найдете: 125 пластиковых кубиков с буквами, цифрами и знаками математических действий; 8 листов таблиц формата А3; «Счетную доску», которая представляет собой две таблицы, разделенные на сто клеток с обеих сторон; картонную ленту для быстрого прочитывания и записи многозначных чисел, подробное руководство.

Пособие Зайцева «Пять в кубе» можно рекомендовать родителям детей уже от 2-3 лет. С малышами этого возраста стройте дома и башни, не забывая озвучивать цифры и буквы на кубиках. Детки 4-5 лет уже начинают выкладывать первые слова, составлять многозначные числа и прочитывать их, решают примеры на сложение и вычитание. Пригодятся кубики и школьникам. С их помощью дети 6-7 лет легко и просто осваивают вычитание, сложение, умножение, деление, учатся решать и составлять уравнения.

Николай Александрович Зайцев считает, что очень важны для детей цветовые ориентиры. Это облегчает и ускоряет процесс поиска кубиков детьми и выполнение заданий. Как и во многих других его пособиях, разные виды знаков выделяются цветами. ЧЕтные цифры - ЧЕрного цвета, НЕЧЕтные - НЕЧЕрного (оранжевого); Гласные кубики обозначены Голубым цветом, а Согласные - Синим, Знаки математических действий, твердый и мягкий знак - Зеленым.

Автор подробно описывает разнообразные игры и задания, которые можно выполнить с кубиками. Он приводит игры на составление и разгадывание слов. Уверены, что подобные задания заинтересуют не только детей, но и взросылх!

Из кубиков можно выкладывать различные простые фигуры (квадраты, прямоугольники) или посложнее (куб, параллелепипед), осваивая такие темы, как «Периметр, площадь квадрата, прямоугольника», «Объём куба, параллелепипеда».

Если совмещать кубики и таблицы, дети легко смогут разложить составные числа на простые множители, найти наименьшее общее кратное, в игре освоить то, что начинают изучать лишь в 6 классе!

Методики Зайцева дают прекрасный результат как при индивидуальных, так и при групповых занятиях. В них есть то, что так привлекает детей - движение, свобода, увлекательная игра, соревновательный элемент. Все эти составляющие приводят к тому, что дети стремятся к получению знаний, легко осваивая материал.

Темы: «Цифры», «Буквы», «Знаки», Сложение«, »Вычитание«, »Умножение«, »Деление«, »Площадь прямоугольника«, »Чтение и запись многозначных чисел«, »Разложение на множители«, »Объем параллелепипеда«.

Пособие упаковано в подарочный картонный чемоданчик с ручкой.

Состав комплекта »Пять в кубе. Методика Зайцева«: 125 кубиков с буквами, цифрами, знаками математических действий; 8 листов настенных таблиц; »Счетная доска« - две таблицы на квадратной картонке, расчерченной на 100 клеток с обеих сторон; картонная лента для обучения записи и прочитыванию многозначных чисел; методическое руководство.

Размер коробки: 59*37*5 см.

Издательство: НОУДО »Методики Н.Зайцева« (Санкт-Петербург)

Крупногабаритный: да
Серия.

Николай Зайцев стремился каждый час досуга ребенка сделать не только безумно интересным, но и полезным для его развития. «Учись, играя!» - именно этот лозунг стал основной формулой раннего развития для педагога-новатора и огромного числа его последователей. Зайцевым создано несколько десятков эффективных и интересных для детей разных возрастов пособий, которые помогают малышам в раннем возрасте освоить счет и чтение, сформировать представление о цветах и формах, развить родную речь и выучить иностранный язык.

Пособие Пять в кубе - одна из самых комплексных задумок талантливого методиста. В одной коробке здесь собрано целых 125 разноцветных пластмассовых кубиков с цифрами, буквами и знаками. Теперь с одной игрой вы сможете научить малыша буквально всему, что он должен знать перед первым походом в школу и даже несколько большему!

Почему именно кубики? Зайцев недаром отдавал предпочтение этой форме простой детской игрушки, история которой насчитывает уже несколько веков. Кубики сами по себе очень полезны для развития малыша – они его первый конструктор, при помощи которого кроха постигает действие физических законов, совершенствует свое пространственно-образное мышление, координацию движений и мелкую моторику, глазомер. Дети могут часами возиться с кубиками, выстраивая из кубиков замки и поезда.

А Зайцев сделал эту любимую малышами игрушку еще интереснее: он по особой, очень легко интуитивно воспринимаемой логике раскрасил их, а еще сделал звучащими! Таким образом, развивающее воздействие при занятии с пособием стало максимально комплексным – задействованы не только зрительное и слуховое, но и кинестетическое восприятие.

Практика показывает, что игрушка будет актуальной уже для малышей 2-3 лет, при этом уже в столь юном возрасте можно проводить с ребенком самые разные варианты занятий.
Впервые показав кубики, дайте малышу как следует рассмотреть каждый из них, подержать в руках, ощутив из различный вес, звук и т.п. Этот просмотр сопровождайте короткими, доступными объяснениями.

«Смотри, это кубики Синие, потому что на них нарисованы буквы, которые называются Согласные, а рядышком - Голубые кубики, на них написаны буквы, которые называются Гласными. А на Зеленых кубиках нарисованы Знаки. А вот смотри, какой звонкий звук издает этот кубик, как колокольчик – это потому что он и сам Звонкий» и т.п. Так, малыш сможет на уровне визуального восприятия усвоить теоретические знания по фонетике, которые дети обычно окончательно усваивают только в начальной школе.

Аналогичным образом стоит прокомментировать ребенку различие между Черными (с Четными цифрами) и Нечерными (соответственное с Нечетными) кубиками.

Дайте малышу возможность свободно проявить себя творчески и построить из новых кубик ов самые невероятные проекты. А потом начинайте постепенно вводить обучающий элемент в эти игры.

Из кубиков с буквами можно собирать слова – начните с имени самого ребенка и его близких, которые складывать будет, естественно, интереснее, затем задания можно усложнять: выстраивать целые предложения, играть в кроссворды, разгадывать несложные ребусы и т.п.

Кубики-пособия Пять в кубе - неоценимый дидактический материал для изучения математики. Начните хотя бы с того, чтобы сосчитать их все (если малыш пока не умеет считать в пределах сотни и более, начните с того числа, которое ему известно и каждый урок увеличивайте число кубиков-вагончиков в вашем длинном экспрессе).

Когда считать подряд для малыша станет делом простым и привычным, можно попробовать модифицировать задание и считать десятками или по 2, по 5 кубиков. Эти навыки станут ценным подготовительным этапом для начала изучения сложения и умножения.

Когда вы приступаете к изучению азов арифметики можно начать складывать наглядно: возьмем пять кубиков, а потом к этой куче добавим еще три и посчитаем, сколько получилось, аналогичным образом решаем задания на вычитания. Чтобы игра была еще интереснее можно представить себе, что кубики – это конфеты или порции мороженого, цветы или ягоды и т.п.

Какой малыш не пытал родителей: «А какое число самое-самое большое?». Как правило, многие из родителей, пытаясь удовлетворить подобное детское любопытство, и сами теряются – как дать ребенку представление об астрономически-огромных числах, на каком из них остановиться и как не перегрузить сложным абстрактным материалом. А при помощи специальной таблицы-ленты из пособия вы сможете наглядно показать, как из тысяч появляются миллионы, из миллионов – миллиарды и т.п.

Когда малышу исполнится 3-4 года, постепенно переходите к выкладыванию и решению примеров при помощи кубиков с цифрами. Н а начальном этапе кучи с кубиками могут играть вспомогательную проверочную роль, но вскоре малыш и сам откажется от этой помощи и сможет решать простейшие задачи уже в уме.

Кстати, кубики с буквами тут вам тоже могут пригодиться – они могут изображать неизвестные в первых уравнениях, которые вы составите для малыша.

На примере кубиков очень наглядно можно показать дошкольнику выгодное отличие умножения от сложения:

Задайте ему задачку: «Посчитай, сколько будет, если взять пять раз по четыре кубика», естественно, малыш подойдет к решению этой арифметической задачи при помощи сложения, которое займет у него много времени. А хитрая мама улыбается и говорит, что уже знает ответ. Для ребенка это будет выглядеть настоящим чудом, поэтому он охотно согласится приступить к изучению этой «волшебной» таблицы умножения.

Обучить ребенка этой сложной теме простым и оригинальным способом также поможет универсальное пособие. Дело в том, что ценной составляющей пособия Пять в кубе, как и других развивающих игрушек Зайцева, являются предлагающиеся в наборе обобщающие и систематизирующие таблицы. В них примеры на умножение написаны несколько неклассическим способом, однако при помощи цветового выделения они помогут малышу увидеть закономерности, лучше понять систему, по которой строится таблица умножения.

А если устроить веселые соревнования на скорость, можно совсем незаметно заставить даже самого нерадивого ученика повторить таблицу несколько раз. Включаем секундомер и по очереди вслух читаем таблицу, кто за 5 минут успеет прочитать ее большее количество раз, тому можно даже приз вручить, да и слегка поддаться родителям не возбраняется – это веселое занятие и речь разовьет, и для запоминания окажется необычайно полезным.

Ну и конечно же, геометрия. Сама форма элементов набора уже подсказывает, что и об изучении этой важной науки мудрый методист позаботился. Из кубиков можно выстраивать самые разнообразные объемные и плоскостные фигуры.

После того как фигура получилась, проведите с малышом небольшую тематическую беседу: Сколько кубиков длина квадрата? А ширина? А у прямоугольника тоже так? На основании таких простых заданий малыш без особого напряжения запомнит основные свойства основных геометрических фигур, научится анализировать их строение, наглядно увидит, что некоторые фигуры могут складываться из других и т.п. А потом будет совсем просто вычислить объем или площадь этих самых фируг для начала все в тех же кубиках.

Особые методики придумал Зайцев и для легкого и наглядного изучения дробей, которые обычно начинают изучать только в 5-6 классе, с авторскими заданиями педагога эти знания станут доступны уже старшему дошкольнику, при этом воспринять основные сведения, ухватить суть темы он сможет буквально за 3-4 занятия.

В подробной, написанной доступным языком методичке, вы найдете множество примеров развивающих занятий, при этом в каждой из областей знаний, на развитие которых помогает оказать воздействие «Пять в кубе», предусмотрены разные уровни сложности, поэтому набор будет полезным малышу в течение нескольких лет. Некоторые задания будут интересны даже старшеклассникам.

Пособие Зайцева построено так, что сидеть за партой малышу вообще не придется, весь урок может проходить в непринужденной игровой форме, с элементами подвижных игр, а значит, глаза и осанка ребенка не будут испытывать чрезмерных нагрузок, а овладение новыми знаниями будет восприниматься как веселое и очень интересное занятие. Это позволит сформировать направленность на познавательную деятельность, позитивный настрой на учебу в целом.

Пособие идеально подойдет не только для домашних уроков, но и для занятий родной речью и математикой в группах дошкольных образовательных учреждений.

Для детей двух-трёх лет кубики - прекрасный строительный материал. В этом же возрасте малыши охотно знакомятся с буквами и цифрами, выкладывают с помощью родителей первые слова.

C четырёх-пятилетними детьми уже можно составлять примеры на сложение и вычитание, составлять и прочитывать многозначные числа. В школе с кубиками намного легче будет изучать сложение, вычитание, умножение (в том числе и столбиком), деление, составлять уравнения.

№4 Формы организации работы по математическому развитию.

Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации . В дидактике «форма » (от лат. - устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности.

Организационные формы обучения должны надежно обеспечивать осуществление задач учебного процесса , конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развитию детей.

Разнообразие форм обучения определяется:

Количеством обучающихся,

Местом и временем проведения занятий,

Способами деятельности детей,

Способами руководства со стороны педагога.

Исходя из особенностей организации обучения, определяемой количеством обучающихся, различают индивидуальную, коллективную и групповую (дифференцированную) форму обучения.

Самая древняя форма организации обучения - это индивидуальное обучение . Эта форма в воспитании детей дошкольного возраста использовалась и используется во все времена в семейном воспитании. Впоследствии в связи с организацией общественного дошкольного воспитания она также использовалась, но все больше в сочетании с коллективной. Индивидуальная форма обучения заключается в том, что ребенок приобретает знания, выполняет различные задания, имея возможность получения при этом непосредственной или косвенной помощи со стороны взрослого.

У индивидуальной формы обучения есть как положительные , так и отрицательные моменты . Положительным следует считать тот факт, что индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка, переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом (или тем взрослым, который организует этот процесс). Оно, как правило, более результативно, нежели коллективное обучение. Именно при индивидуальном обучении сотрудничество ребенка со взрослым позволяет достигать цели. Это связано с тем, что, обучая одного ребенка, взрослый легко может увидеть (определить) его «зону ближайшего развития». А затем это новое образование входит в фонд его «актуального развития» (Л. С. Выготский).


Хотя следует отметить при этом, что индивидуальное обучение весьма экономически не выгодно . Даже если обучение организуется не с одним, а с двумя-тремя детьми одного уровня развития. К тому же в индивидуальном обучении недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соперничества со сверстниками , которые являются важным эмоциональным фоном учения.

Возможно, именно поэтому в альтернативу индивидуальной возникла другая форма обучения - коллективная , которая, естественно, более экономически выгодна.

При коллективной форме обучения один педагог работает одновременно с целой группой . Здесь налицо взаимная помощь и взаимное обучение . Но значительным недостатком коллективной формы обучения является то, что недостаточно учитываются так называемые в педагогике индивидуальные различия . У разных детей, естественно, разный темп работы, разный уровень способностей, разное отношение к деятельности и т. п. Если педагог не учитывает этого, пытается выравнять всех, подтягивая до среднего уровня одних и сдерживая, замедляя развитие других, наиболее способных, одаренных детей, то проигрывают в таком случае и первые и вторые.

Следует отметить, что коллективная форма обучения со всей группой детей в детском саду с начала 50-х гг. и до настоящего времени занимает ведущее место . Традиционно обучение детей осуществляется по единым программам и единым учебным пособиям. Однако дети внутри одного возраста имеют значительные индивидуальные различия, и поэтому организация обучения должна строиться с учетом этих различий.

Когда в настоящее время обсуждается проблема перестройки дошкольного образования , то прежде всего речь идет об обновлении форм организации обучения и воспитания детей, о рациональном сочетании индивидуального и коллективного обучения.

Наиболее эффективно специально организованная деятельность по математическому развитию проходит, если организована в форме игровой деятельности . Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Овладев логическими операциями, дети становятся более внимательными, умеют мыслить ясно и чётко, умеют в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить в своей правоте других. Игровая деятельность позволяет удовлетворять детскую любознательность, вовлекать детей в активное познание окружающего мира и себя в нем, помогает овладеть способами установления связей между предметами и явлениями. Играя в дидактические игры, дети даже не подозревают, что усваивают знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения и взаимодействия друг с другом.

Во время специально организованной деятельности по математическому развитию обеспечивается сочетание и успешная реализация задач из разных разделов программы (изучение разных тем), активность, как отдельных детей, так и всей группы через использование разнообразных методов и дидактических средств, усвоение и закрепление нового материала, повторение пройденного.

Новый материал дается в первых структурных частях непосредственно образовательной деятельности, по мере усвоения он перемещается в другие части.

Последние части непосредственно образовательной деятельности обычно проводятся в форме дидактической игры, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях.

В процессе специально организованной деятельности, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки - кратковременные физические упражнения для снятия утомления и восстановления работоспособности у ребят.

Показателем необходимости физкультминутки является так называемое двигательное беспокойство, ослабление внимания, отвлечение и так далее. В физкультминутку включаются 2-3 упражнения для мышц туловища, конечностей (движение рук, наклоны, прыжки т.д.). Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше), чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д. Такая физкультурная минутка становится самостоятельной частью непосредственно образовательной деятельности, занимает больше времени, так как она выполняет, помимо обычной, еще и дополнительную функцию - обучающую. Дидактические игры разной степени подвижности также могут успешно выступать в качестве физкультминутки.

В структуру непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию необходимо включать оздоровительные паузы.

Для проведения оздоровительных пауз используются малые формы народного фольклора: потешки, приговорки, заклички, прибаутки. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная специально организованная деятельность. Интегрированная специально организованная деятельностьпоможет устранить все те неизбежные противоречия, которые, несомненно, возникнут между развитием личности ребенка и педагогическим процессом, сгладят все те несоответствия между процессом получения новых знаний и подвижной природой ребенка.

Во время интегрированной непосредственно образовательной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной, конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Достигается это за счет того, что каждый малыш найдет близкие для себя темы.

Интегрированная специально организованная деятельность в полной мере соответствует активной и подвижной природе детей, позволяет им рассмотреть в разных плоскостях объект изучения и попутно закрепить на практике полученные знания. Дошкольник попросту не успевает "устать" от объема полученной на занятии новой информации, ведь в нужный момент он переключается на новую форму подачи материала. Наибольший интерес у детей вызывают игры-путешествия, сюжетно-дидактические игры, игры-проекты, которые позволяют любое явление увидеть и понять целостно, а не в разрозненном виде, как это нередко бывает во время обычной непосредственно образовательной деятельности.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более естественным является приобретение знаний, умений в игровой, конструктивной, двигательной, изобразительной деятельности. Поэтому рекомендуется один-два раза в месяц проводить интегрированные занятия : математику и рисование; математику и физкультуру; конструирование и математику; занятия по аппликации и математику и т. д. При этом следует различать, когда на занятиях по математике используется как фрагмент (часть занятия) рисование или конструирование, а когда, наоборот, на занятии по аппликации, физической культуре в начале или в конце занятия решаются отдельные задачи по математике.

Экспериментальные исследования и педагогическая практика обучения дошкольников элементам математики убеждают в преимуществе такой организации учебного процесса, при которой органично сочетаются различные формы обучения.

№5. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность , в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.

Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально , т. е. одновременно со всеми детьми. Лишь во второй младшей группе в сентябре рекомендуется проводить занятия по подгруппам (6-8 человек) , охватывая всех детей, чтобы постепенно приучить их заниматься вместе.

Количество занятий определено в так называемом «Перечне занятий на неделю », содержащемся в Учебной программе. Оно относительно невелико : одно (два в подготовительной к школе группе) занятие в неделю.

С возрастом детей увеличивается длительность занятий : от 15 минут во второй младшей группе до 25-30 минут в подготовительной к школе группе.

Поскольку занятия математикой требуют умственного напряжения, их рекомендуют проводить в середине недели в первую половину дня , сочетать с более подвижными физкультурными, музыкальными занятиями или занятиями по изобразительному искусству .

Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела , способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми.

В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями , строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких занятий .

Например, вначале дети знакомятся с длиной, затем шириной и, наконец, высотой предметов. Для того чтобы они научились безошибочно определять длину, ставится задача распознавания длинной и короткой полосок путем их сравнения приложением и наложением, затем подбирается из ряда полосок разной длины такая, которая соответствует предъявленному образцу; далее на глаз выбирается полоска самая длинная (или самая короткая) и одна за другой укладываются в ряд. Так, длинная полоска на глазах самого ребенка становится более короткой по сравнению с предыдущей, а это раскрывает относительность смысла слов длинный, короткий.

Такие упражнения постепенно развивают глазомер ребенка, приучают видеть отношения между размерами полосок, вооружают детей приемом сериации (укладывание полосок по возрастающей или убывающей длине). Постепенность в усложнении программного материала и методических приемов , направленных на усвоение знаний и умений, позволяет детям почувствовать успехи в своей работе , свой рост, а это в свою очередь способствует развитию у них все большего интереса к занятиям математикой.

Решению каждой программной задачи посвящается несколько занятий , и затем в целях закрепления к ней неоднократно возвращаются в течение года.

Количество занятий по изучению каждой темы зависит от степени ее трудности и успешности овладения ею детьми. Поквартальное распределение материала в программе каждой возрастной группы на протяжении учебного года позволяет полнее реализовать принцип системности и последовательности.

На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.

В летние месяцы (V квартал) занятия по обучению математике ни в одной из возрастных групп не проводятся. Полученные детьми знания и умения закрепляются в повседневной жизни: в играх, игровых упражнениях, на прогулках и т. д.