В понятие «роспись северодвинского типа» включают самостоятельные разновидности: пермогорскую, ракульскую и собственно северодвинскую. Первая названа по селу Пермогорье, близ Сольвычегодска. Центром второй разновидности является деревня Ульяновская у речки Ракулки. Северо-двинская роспись делится на три подвида: пучугскую, борецкую и тотемскую.

Волховская роспись по дереву

Волховские традиции росписи входят в состав народных художественных ремесел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремесла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его яркостью и пышностью. Пожалуй, наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву, бытовавшим в Петербурге и в поселениях в районе Ладожского озера, была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова.

Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск).

Ракульская роспись

Ракульская роспись - самобытное явления в ряду росписей северного края: она абсолютно непохожа на соседние, бытовавшие поблизости от местности ее распространения, росписи, она многоцветна, но не ярка, она живописна, но не изобилует множественными элементами, в других росписях порой составляющих собой целую вселенную.

Наиболее ранние сведения о ракульской росписи датируются концом первой половины XIX века и указывают на место её зарождения и бытования - село Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Росписью, за всё столетие её прослеживамой истории, занималась только одна семья - Витязевы, из поколения в поколение передававшие секреты своего промысла. Хотя имеются и сведения, что и в д. Череминенская росписью прялок в традиционной ракульской манере занимались местные мастера, но, возможно, они также состояли в родстве с большой семьёй Витязевых.

Орнамент ракульской росписи, особенно орнамент, украшающий самые ранние из дошедших до нас изделий, датируемых серединой XIX века, очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами, жившими в скитах и «становищах» (так приверженцы «старой» веры называли поселения мирян-старообрядцев - фактически, обыкновенные деревни) по реке Выг (так называемом Выголексинском общежительстве - центре многочисленного и влиятельного старообрядческого «Поморского согласия»), протекающей по территории нынешней Республики Карелия. В свете этот сходства весьма вероятным представляется тот факт, что Витязевы - семья выговских старообрядцев, в результате ликвидации («выгонки») Выголексинского общежительства властями, проходившей в несколько этапов в середине XIX столетия (за 20 лет с 1830 по 1850 гг. число жителей старообрядческих поселений Выговского суземка снизилось почти в 10 раз - с 3000 до 272), вынужденная перебраться на жительство в Ракульскую волость. С собой Витязевы принесли древнее, восходящее истоками к ещё дораскольной московской книжной графике, искусство миниатюры, но, как представляется, усилившиеся гонения и оторванность от центров старообрядчества, заставили Витязевых вместо переписывания и украшения книг заняться росписью предметов крестьянского быта. Дополнительным подтверждением этой версии является совпадение даты массового выселения старообрядцев с Выга и даты примерного зарождения ракульского промысла.

Декоративность росписи, ее книжная узорочность, отсутствие в ней какого-либо выраженного сюжета также может быть объяснена через старообрядческое благочестие - бытовые и сказочные сюжеты в рукописях практически не изображались, за исключением едких сатир на представителей власти, а изображение сюжетов священных писания и предания (в том числе и житийных) на предметах домашнего обихода являлось богохульным.

В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Свободно бегущий по ракульским изделиям узор состоит, преимущественно, из фантастических растений-лиан с крупными нарядными листьями, крепящимися к извилистому стеблю.

Характерный растительный орнамент с массивными многоцветными каплевидными листьями, своеобразие и относительная скупость цветовой палитры, экономное использование мелких самостоятельных элементов орнамента резко отличают ракульскую роспись от географически соседствующих с ней борецкой, пермогорской и пучужской.

Фантастическое многоцветье растений, украшающих расписные ракульские изделия несёт на себе, возможно неосознанно для украшавшего их мастера, присущую поверьям обитателей Русского Севера символику. Фантастические, никогда не виданные растения, цветущие букеты, переливчатое многоцветье красок растительного мира выражали идею плодородия, вечного и неиссякаемого богатства мира, и, как бы взывая к матери-природе, представляли собой пожелание счастья, достатка в доме, богатых урожаев.
Присущи ракульской росписи также очень характерные и узнаваемые изображения птичек - схематично изображенные, со вздернутым хвостом, намеченным тонкой штриховкой, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

Типичным для северодвинских росписей являлось преобладание расписных прялок среди продуктов промысла. Не была исключением и Ракулка, выработавшая для росписи прялок свой особенный композиционный канон, четко прослеживающийся на протяжении почти целого столетия - до 1930-x гг.: фасадная часть прялки разделялась на три практически равновеликие части - нижняя украшалась вертикальной крупной вертикально поставленной ветвью с симметрично расположенными ветвями, центральную занимало окаймленное нарядной рамкой изображение птицы, а верхняя декорировалась большой S-образной лианой с многоцветными листьями.

До момента затухания промысла, случившегося в 30-х годах XX столетия, мастера из династии Витязевых твёрдо следовали выработанному композиционному канону, но применение анилиновых красок промышленного изготовления, добавив яркости колориту изделий, лишило их гармонии, создававшейся приглушёнными скромными тонами.

Возрождение ракульской росписи как художественного промысла связан с её открытием для науки в 1959 г. экспедицией Загорского музея-заповедника. А в 1960-х годах, для сохранения традиционных народных художественных промыслов Архангельской области было организованно предприятие «Беломорские узоры», мастера которого, сохраняя вековые традиции и каноны росписи, и по сей день производят изделия, выполненные в традиционной ракульской технике.

Городецкая роспись

Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.
Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее. Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.
Технология


Технология городецкой росписи во многом проще создания хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета. Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки. На рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи — нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.
Мезенская роспись

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Борецкая роспись

Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи.
Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Новгород, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину. Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок — от фамилии владельцев. Владения Борецких простирались на сотни верст. Сейчас Борок только пристань в 7 километрах от Городка да несколько близлежащих деревень.
Очевидно, среди бежавших были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.
Вначале, как видно, существовал один центр росписи — Борок в среднем течении Северной Двины. Впоследствии отпочковались еще два центра: с пучугской росписью (центр в деревне Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и тоемской росписью (еще выше по течению деревня Жерлигинская).
Прялочки, украшенные этими росписями, разнятся между собой, но по колориту и композиционной схеме составляют единый вид северодвинской белофонной росписи, отличной от других видов росписей Северной Двины — пермогорской и ракульской.

Умение прясть считалось достоинством крестьянки, так как требовалась большая сноровка, чтобы вытянуть нить нужной толщины, а «неряху-непряху» клеймили позором. С прялками ходили на посиделки, а тем у кого прялка красивее, и чести больше. Женихи часто дарили прялочки невестам, иногда подписывали от кого — к кому.
Такую прялку особенно берегла женщина и завещала дочери, как память. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.
Прялка сохраняла форму и орнамент, традиционные для своей местности. Борецкие прялки «корневые», то есть выпоненные из одного куска дерева. Лопаска из ствола, а донце из корня. Они велики по размеру, имеют широкую лопаску, четкий красивый ряд крупных городков (головок, бобышек, бобочек), две круглые серьги, нарядную фигурную ножку. Роспись ее сверкает белизной фона, на нем ярко горит красный ведущий цвет растительного узора. Сусальное золото, которым любили украшать прялки этого центра, придает им праздничность и нарядность.
Если проследить развитие борецкой росписи, сравнить прялки XVII-XVIII вв. с прялками более позднего периода, вплоть до начала ХХ в., то можно заметить, что они значительно различаются по колориту и сюжету.
Художники ХVII-XVIII вв., унаследовавшие традиции новгородских мастеров-иконописцев, внесли в композицию росписи форму иконостаса, разделили лопаску прялки на ярусы — ставы, заполнили их квадратиками наподобие икон, а внизу нарисовали дверь, похожую на царские врата алтаря. Однако от иконописи сохранились только внешние признаки. Содержание росписи самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистое солнце и остроконечные звезды.
Центральная часть лопаски — это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе — характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,
Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.
На обратной стороне прялки — сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.
Изумрудный конь сверкает киноварной упряжкой, кругом из красной киноварной земли подняли свои золотые головы царственно — прекрасные тюльпаны. На их красных стеблях раскачиваются темно — изумрудные листья с воланчиками. Тюльпановидные цветы были характерны для иконописи ХVII-XVIIIвв. Растительный узор, крупный, сочный по цвету, полон динамики.

Со временем орнамент борецкой росписи утрачивает свою крупную форму, лишается пластики рисунка, теряет сочный колорит. В конце ХIX в. приходит дробный узор, лишенный общего ритмичного движения, яркая, не всегда гармоничная многоцветность с добавлением сусального золота и полная скованность композиции.
На рубеже ХIX-XXвв. Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы. Дробным растительным узором украшаются саночки с ездоком — эту часть лопаски стали называть «став с конем».
Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц. По древней легенде, «начало всех начал» — это древо, стоящее среди водных просторов. На нем поселились две птицы, свили в его ветвях гнездо, и отсюда пошла первая жизнь на земле. Данный сюжет стал одним из излюбленных в русском народном искусстве. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.
На прялочках изображались птицы. Они также изменились. Они также изменялись. В XVII-XVIII вв. это курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими видел. Птички были в различных движениях: клюющая, с поднятыми крыльями, с головкой, повернутой назад, спокойно сидящая, с распростертыми крыльями. Они локальны по цвету, красные и изумрудные. В дальнейшем птицы становились более нарядными, ярких, пестрых расцветок, хвосты удлинялись, появилось много дополнительных украшений, точек, капелек, штришков. Они уже мало походили на тех, которых мы видим на прялках XVII-XVIII вв. Эти птицы действительно стали действительно теми сладкоголосыми райскими птичками, что сидели на древе жизни. Средний став получил название «став с древом

Росписи

Многие произведения народных мастеров являют собой образцы подлинного искусства, в которых форма, декор и содержание находятся в нерасторжимом единстве. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, стилизовал их и создавал новые, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Блестящего расцвета достигло искусство всех народов нашей многонациональной советской страны. Его многообразие ярко выражено в местных национальных художественных традициях (сюжетных, композиционных, цветовых, технических), что удобнее всего проследить по росписям мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Загорска, Семенова, Полхов-Майдана, Дымкова, Гжели, по узорам вологодского кружева и русской набойки, в орнаментах узбекской керамики и украинской малёвки и в произведениях мастеров других национальных художественных центров. Они красивы, полны оптимистического мироощущения, хорошо выражают форму и могут быть использованы в работе с детьми в целях воспитания художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству и, конечно, для развития технических и композиционных умений и навыков.

Программа по изодеятельности в детском саду предусматривает такие задачи по декоративному рисованию: учить рисовать по мотивам русской вышивки, керамики, ковроделия, писанкарства, народных игрушек; выполнять узоры на прямоугольнике, квадрате, круге, разных плоских бумажных формах, которые имитируют предметы быта. Формировать умение ритмически размещать элементы узора по всей площади, по краям, в середине; использовать элементы узора: линии, мазки, точки, кружочки, кольца; цветные объединения присущий для вышивки и керамики. Программой предусматривается знакомство детей с такими видами декоративной росписи как: Петриковская, Дымковская, Гжель, Хохлома, Городецкая, Полхов-Майдановская, Опошнянской керамиками.

Петриковская роспись

Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления - самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Перед началом росписи надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны. Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы - это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски - это желтая, бордовая и оранжевая.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве (приложение 1).

Дымковская роспись

На низком берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки. Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос; тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек. Игрушка оживает. На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту. На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узорочье на юбку, платье, передник, кокошник. Характер узоров глиняной дымковской игрушки определился обобщенной формой фигур, потребовавшей условных декоративных элементов: кружочков, полосок, прямых и волнистых линий, точек и штрихов, из которых складывается геометрический орнамент. Вместе с этим в дымковском узоре своеобразно запечатлелись особенности естественной окраски животных; яблоки в виде цветных кружочков, колец, точек на крупах лошадей, оленей, коров и коз. В орнаментации фигурок людей отразились тканые узоры льняной пестряди, вышивок, яркие узоры росписей дуг, саней, коромысел и пр. Широкие и узкие разноцветные полосы, проведенные всей кистью или ее острым концом, создают узорную сетку, напоминающую расцветку ткани шотландки, или намечают основу будущего узора. По этим полосам проводят мелкие прямые или волнистые линии - змейки. Иногда с обеих сторон змеек ставят тонкой палочкой цветные точки, равномерно заполняющие всю полоску. Часто сплошные цветные полосы заменяют полосками из точек и кружков, украшенных двумя-тремя короткими штрихами или двойными крестами. Применяют также в росписи сетчатый орнамент из полос и клеток, заполненных кружочками, точками и штрихами. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов. В первом случае яркость, например, желтых, оранжевых и красных элементов усиливается небольшими элементами - синими или зелеными. В другом случае звучание голубого, синего и зеленого цветов подчеркивается розовым, красным или оранжевым элементом. Такое тактичное включение контрастного цвета в роспись повышает ее эмоциональное воздействие на зрителя, помогает избежать цветовой пестроты, добиться гармоничного слияния всех элементов.

Простота декоративных элементов и гуашевой техники, разнообразие сочетаний ярких цветных фигур привлекают интерес детей к орнаментальному творчеству.

Гжельская роспись

Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь», выражавших важную сторону огневого промысла. Здесь и в окрестных деревнях, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в XVIII в. достигло высокого расцвета. В XIX в. в Гжели работало 50 фарфорово-фаянсовых заводов и около 40 мастерских по росписи фарфора. Гжельская посуда отличается большим разнообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства.

Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью керамической краской, главным образом синим кобальтом. Широкой полосой или букетом она выделяет тулово как главную часть сосуда, более узкими лентами - края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.

Разнообразные технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом; концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка. Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки и контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом, создающим васильково-синий фон, то роспись наносят только золотом.

Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, защищающую роспись, отчего последнюю называют подглазурной. Возможна и надглазурная многоцветная роспись.

Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном - голубые розы и синие птицы - и одухотворили ими узоры и мир вещей человека.

Хохломская роспись

Хохлома - это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.

В хохломе сложились своеобразные разновидности орнамента – “травка”, “кудрина”,” письмо под листок”, “письмо под фон”, восходящие к двум старинным традициям или системам хохломской росписи - «верховому» и «фоновому» письму. Кратко их отличие можно определить так: «верховое письмо» - это узор, нанесенный краской на золотистую поверхность фона. При «фоновом письме» мастер, наоборот, закрывает красным или черным цветом золотой фон, оставляя золотыми силуэтные формы мотивов. На основе этих двух систем и развилось поистине неисчерпаемое богатство хохломских узоров.

Городецкая роспись

Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.

Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец , инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома - ставни, двери, ворота.

Постепенно выработались самобытные приемы городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов - розы-купавки, бутоны, травки.

Полхов-Майданская роспись

Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России.
Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области . Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек . Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов . С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.
Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой , красной , зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи .
Основные мотивы узоров этой росписи - цветы: роза, мак,
ромашка , тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы , "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца .

Опошнянские гончарные художественные изделия

Опошнянские керамические изделия - народные гончарные художественные изделия с ангобной (глиняной) подглазурной росписью, вырабатываемые артелями в г. Опошня Полтавской области, Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развивалось там благодаря большим залежам близ нее высококачественных глин. Развитие современного промысла ведет свое начало с XIX века, когда большинство населения Опошни занималось производством своеобразных декоративных кувшинов для вина с туловом в форме баранки (куманцы) баклажек, фляг, бочонков на ножках (барилы), баранчиков, мисок и другой посуды; свистулек (глиняных игрушек) в виде фигурок животных и печных облицовочных плиток. Современные опошнянские керамические изделия сохранили жизнерадостный характер и богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых -- вазы, декоративные блюда и т. п. Декоративность и выразительность опошнянских изделий связана с их росписью крупным растительным орнаментом, сочетающимся с несложными геометрическими мотивами, без резких ломаных линий, имеющими смягченные часто округлые очертания. Цветы очень условны по форме, на одной ветке они зачастую имеют совершенно разный рисунок, характер их близок к украинским многоцветным настенным росписям, техника исполнения придает им определенную специфичность.

Опошнянская посуда имеет довольно тонкий и гладкий красновато-желтый черенок, сравнительно небольшой вес по отношению к ее размерам, чистую отделку. Цвет черепка объясняется тем, что главной составной частью массы, из которой выполняется посуда, является светло-желтая пластичная глина, в которую для ее уплотнения и придания большей прочности черепку добавляется 25-30 % темно-коричневой глины. Хозяйственная посуда и скульптурные сосуды формуются на ножных гончарных кругах вручную (вытягиваются из комка глины), некоторые мелкие приставные части (ручки, носики, подставки) оттискиваются в гипсовых формах, а затем прикрепляются жидкой глиной - шликером. Роспись выполняется цветными ангобами (фр. Обмазка), приготовленными из местной белой глины с небольшими добавлениями в нее мела, каолина, песка и соответствующих окислов металлов, которые придают ангобу тот или иной цвет. Красный, желтый, вишневый, темно-коричневый, черный, ангобы приготовляются из местной красной и желтой глины с добавками соответствующих красителей. Роспись получается несколько рельефной, выступающей над фоном изделия, благодаря наложению большого количества густых ангобов.

Роспись на изделиях выполняют женщины, мастерство которых передается из поколения в поколение; выполненные на бумаге, однако они не сковывают творчество мастериц: никто не копирует образцов, и роспись выполняется в бесконечном множестве вариантов. Ее наносят на поверхность подсохших. Но еще не обожженных изделий, без какой-либо предварительной разметки или припороха, прямо цветным ангобом, с помощью резиновой груши, в конец которой вставлен кусочек соломы, дающий возможность получать тонкие линии. Сначала мастерица ставит изделие на гончарный круг и, медленно вращая его, наносит горизонтальные, прямые и волнистые полосы разной ширины. Затем, держа изделие на колене, она рисует контурный узор, начиная с самых крупных элементов, которые организуют всю композицию и определяют ее основные оси, направленность движения масштаб. Одновременно учитывается сочетание цветов, так как мастерица в соответствии со своей фантазией выполняет разные части рисунка ангобами разного цвета. По окончании нанесения контурного рисунка, его раскрашивают, некоторые элементы контура сплошь заполняют одним цветом, в других дается орнаментальная разделка. Крупные цветовые пятна соединяются изображением стеблей, травок, листочков, которые помогают уравновесить всю композицию, придают ей целостность и законченность. Трудность выполнения росписи заключается в том, что настоящий цвет ангоба выявляется под глазурью лишь после обжига. Мастерица, рисуя, должна мысленно представить себе, каким будет колорит готовых изделий. Особым видом украшения посуды цветными ангобами является флендровка, которая выполняется, главным образом на мисках и представляет собой узоры из сочетания горизонтальных и вертикальных линий и пятен на фоне черепка естественного цвета или ангобированного. Выполняется жидким ангобом. После росписи изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются. Некоторые виды посуды не украшают росписью, а сплошь поливают цветными глазурями - коричневой (марганцевой) и зеленой (медной).

Свистульки лепят вручную и расписывают так же, как и посуду, только более мелким и простым орнаментом.

Наиболее распространенные мотивы - горох, листочки, полоски. Роспись подчеркивает условный характер фигурок. Скульптурная форма свистулек решается очень обобщенно. Сглаженная поверхность не моделируется: рога, крылья вылепливаются отдельно и прикрепляются к тулову, которое лепят вместе с ногами и головой на круглой палочке, для того, чтобы свистулька внутри оставалась полой. Круг изображаемых животных и птиц: конь, баран, козел, олень, свинья, корова, петух и т. п. Несмотря на условность формы и росписи фигурок, они очень конкретны и изображают не фантастические существа, а животных, существующих в действительности.

Жостовская роспись

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.

Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.

Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов:

Замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом);

Тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений);

Прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции);

Бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит).

Чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов);

Привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном).

Уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным).

Это очень долгий и сложный процесс.

Знакомство дошкольников с жостовской росписью проходит в старшей и подготовительной группах. Весь процесс поэтапного создания цветочной композиции дошкольникам трудно изобразить. Я хочу предложить вашему вниманию облегченный вариант, доступный для дошкольников, который я использую в своей работе со старшими дошкольниками.

Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными, в кистевой росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти. Если у вас таких нет, то используйте для росписи кисть с тонким кончиком ворса.


Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Затейливые линии, сказочные персонажи, литературные сценки на дощечках, и подносах актуальны и по настоящее время. Самобытными изделиями украшают дома и офисы, они отлично смотрятся практически в любом . Сегодня в обзоре редакции Homius расскажем об удивительном – росписи по дереву. Сувениры, расписанные вручную, становятся прекрасным подарком на любой праздник, кроме того, такая техника росписи позволяет и сейчас модно , украшать посуду, музыкальные инструменты и . В этой статье вы познакомитесь с основными видами, а также техниками и приёмами росписи по дереву.

Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.

Мезенская и петриковская роспись по дереву

Основные сюжеты мезенской росписи – и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:

  • орнаменты красно-чёрного цвета;
  • дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
  • многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.

Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.


Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные , а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.

Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.


Гжель и городецкая роспись

Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.

Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.

Техника нанесения состоит из нескольких этапов:

  • нанесение фона;
  • рисование крупных цветных элементов;
  • прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
  • нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.

Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая должна была быть украшена букетами и цветочными венками.

Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.

Хохлома и жостовкая роспись

Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые . Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.

Основная гамма цветов:

  • золотой;
  • красный;
  • чёрный.

В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и . Также встречаются изображения представителей фауны.

Изначально жостовская роспись использовалась только для украшения металлических подносов, но, спустя несколько лет, ей стали украшать и дерево. Главная идея техники – изображение цветочных композиций на чёрном фоне. По центру располагались крупные растения, по краям – более мелкие. Также прорисовывали тени, это создавало ощущение объёма. Добавки в краситель в виде сусального золота, металлического порошка и перламутра придавали рисунку особое свечение изнутри.

Прочие виды росписи по дереву

Следует отметить ещё несколько видов росписи по дереву, которые остаются популярными и в наше время.

Вид росписи Описание

Изображение сцен из русских сказок на тёмном фоне.

На чёрном фоне рисовали портреты людей. Для создания иллюзии в краску, для основы, добавляли сусальное золото, металлический порошок и перламутр.

Растения и персонажи из любимых сказок рисуют в красном или оранжевом тонах на жёлтом основании.

На оранжевом фоне нанесены рисунки зверей и растений, выполненных красным цветом.

Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи

Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:

  1. В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
  2. Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия . Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
  3. Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около , от повышенных температур она может деформироваться.
  4. Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
  5. заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью. Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
  6. Высушить заготовку в течение нескольких часов.
  7. Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.

Совет! Можно собрать мастихином пыль, которая осталась после шлифовки, добавить её в ПВА и вязкой смесью зашпатлевать небольшие изъяны дерева. После полного высыхания отполировать мелкой наждачкой.




Как перенести рисунок на заготовку

Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.

Трафаретная методика

Перенести рисунок на заготовку можно при помощи . Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.

Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.

Важно! Необходимо помнить, что рисунок при помощи кальки переносится в зеркальном отображении.


Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи . Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить. Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру , чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие.


Точечная методика

Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.

Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.

  1. На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
  2. На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
  3. Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.

Рисунок по эскизам

Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.

  1. Распечатать рисунок.
  2. Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
  3. Закрепить рисунок при помощи и обвести его по контуру.

Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.

Какие краски подходят для художественной росписи по дереву

К выбору краски следует подходить осторожно, поскольку от этого зависит окончательный результат работы. Начинающим мастерам необходимо поработать с традиционными материалами, отточить базовые элементы и только после этого приступать к дорогостоящим.

Гуашь

В советские времена гуашевые краски использовались для создания плакатов, многие их так и называли – плакатные. Работать с ними довольно просто, однако более сложные орнаменты сделать не получится. Гуашь должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть лёгкой в нанесении;
  • после высыхания узор не должен растрескиваться и пачкаться.

После полного высыхания гуаши, поверхность покрывают несколькими слоями лака.


Акварель

Многие профессиональные мастера считают, что акварельные краски совершенно не подходят для росписи дерева, поскольку обилие воды приводит к набуханию поверхности. Но если выполнять всё правильно, вреда основе влага не принесет.

Порядок работы следующий:

  1. Перенести рисунок на заготовку.
  2. Мокрой кисточкой провести один раз по закрашиваемому участку. Это необходимо для лучшего сцепления краски с основой.
  3. Разрисовать большие участки, затем перейти к прорисовке деталей.

Использование акварели для росписи по дереву имеет несколько особенностей:

  • мазки получаются лёгким и воздушными;
  • можно создавать плавные переходы и тени, однако рельефный рисунок не получится.

Готовую работу желательно покрыть лаком.


Акриловые краски

Акрил – это один из наиболее удобных вариантов для новичков. Эти краски легко наносить на поверхность. Структура их достаточно густая, они не растекаются. Кроме того, для достижения требуемого оттенка, можно смешивать палитру между собой.

Совет! Готовую роспись не обязательно лакировать. Лак применяется только в том случае, если поделка будет активно использоваться в быту. Если же она будет выполнять только декоративную функцию, достаточно того, что акрил создаёт на поверхности защитную плёнку.


Масляные краски

Отметим некоторые особенности работы с масляными красками:

  • можно получить только яркую гамму оттенков, они прекрасно подходят для хохломы или золотого орнамента на чёрном фоне;
  • медленно сохнут, особенно те, которые разведены маслом;
  • после высыхания состав практически невозможно удалить.

Анилиновые краски

Анилиновые краски для дерева признаны одним из бюджетных вариантов. Их используют для украшения шкатулок, браслетов, кухонной утвари и сувенирной продукции, которую затем продают туристам.

Из основных достоинств выделим следующие:

  • яркая палитра оттенков;
  • работа с ними сложностей не вызовет;
  • их легко смешивать между собой.

Единственное, о чём нужно помнить, анилин выгорает. Поэтому поделки следует оберегать от прямых солнечных лучей, используя для этого лак, устойчивый к . Кроме того, основа, во избежание растекания красок, требует двойной предварительной грунтовки.

Техника росписи имеет свои особенности:

  • нельзя наносить краску два раза на одно и то же место, придётся научиться делать правильные мазки с первого раза;
  • добиться чистого тона удастся только при нанесении его на тщательно прогрунтованную основу;
  • при сочетании двух оттенков, наложенных друг на друга, получится третий тон.

Темперные краски

Роспись по дереву темперными красками относится к категории «люкс» и считается настоящим искусством. Её используют для украшения предметов, которые затем будут переходить по наследству, а также в качестве подарков на особо памятные даты. Их изготавливают на яичном желтке либо на . Основные требования, предъявляемые к темпре:

  • она должна легко разводиться водой, но после высыхания узор не должен ею смываться;
  • узор не должен растрескиваться.

В составе темпры всего 2 компонента: эмульсия и красящий пигмент. Они соединяются между собой на поверхности из натурального камня, затем растираются до однородного состояния при помощи куранта.



Фотопримеры художественной росписи по дереву

Роспись по дереву сложна только на первый взгляд. Предлагаем посмотреть фотоподборку готовых изделий. Сделать нечто подобное смогут люди, даже не имеющие навыков. Работа принесёт настоящее удовлетворение, а результат приведёт в восторг близких.

1 из 20

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень .

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов - фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.


Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.






Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.


Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.


В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это - быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен - от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти.





Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.


Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.


В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне.


1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.


Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников.


Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.








Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.


Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи.

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам .

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».


Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.


В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон.

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль - основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента , а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.


Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Вам также будет интересно:

Русская деревянная посуда: ложки, ковши, хохломская роспись

Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар

Чай по-русски. Памятники САМОВАРУ! (продолжение Темы)