Родительское собрание на тему:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений»

Подготовила: учитель-логопед Ягфарова А.Ш.

2016 год

Форма проведения: круглый стол

Участники : заведующий, зам.зав по ВМР, воспитатели групп среднего возраста, учитель-логопед, родители

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум по темам:

а) выступление воспитателя на тему: «Влияние мелкой моторик на развитие речи дошкольников».

б) выступление воспитателя на тему: «Как развивать правильное дыхание».

в) выступление воспитателя на тему: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

г) выступление воспитателя на тему: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

3.Встреча родителей с учителем-логопедом.

4.Заключительная часть.

Ход собрания:

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: « Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений ». Вам будут предложены различные задания, воспитатели ознакомят с нормами речевого развития детей данного возраста, также проведут мастер-классы по развитию мелкой моторики, правильного речевого дыхания и будет показаны элементы артикуляционной гимнастики. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Итоги анкетирования. Для Вас была предоставлена анкета, проанализировав результаты мы пришли к выводу, что

Логопед : - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть:

    Грамотной

    Понятной

    Выразительной

    Осмысленной

    Богатой

А что же получается на самом деле

Но в реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторых большая редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Вопрос родителям: С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

Ответ: - Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.

Сегодня воспитатели покажут приемы и методы работы по профилактике речевых нарушений. Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Эту тему нам раскроет воспитатель 14 группы Хусаинова Разина Маратовна.

Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание . Эту проблему нам раскроет воспитатель средней группы

Приложение 1

Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.

Воспитатель средней группы Закиева Зульфия Саматовна расскажет вам об играх в которые можно играть дома.

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Приложение 2

Логопед: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной гимнастики. О значении артикуляционной гимнастике нам расскажет Харисова Гульнара Талгатовна.

Выступление воспитателя Харисовой Гульнары Талгатовны «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.


Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения которые могут проделывать дети дома с родителями а в детском саду с воспитателями.

При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки. Сегодня мы с вами тоже попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Наши Язычки будут гулять в зоопарке. Артикуляционная гимнастика так и называется «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»

Памятки по выполнению артикуляционной гимнастики

Выступление учителя-логопеда Ягфаровой А.Ш.

В нашем детском саду функционирует логопедический пункт.. Работа ведется по следующим направлениям:

Коррекция звукопроизношения;

Работа над грамматическим строем речи;

Развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания;

Развития связной речи.

В первую очередь в нем коррекционную помощь получают дети подготовительных групп. На данный момент мною обследованы средние группы охвачено 57 детей. Причинами нарушения речи могут быть следующие факторы:

Проблемы во время беременности или во время родов, также вторичные причины это удары, падения, простудные заболевания, несвоевременное лечение каких-либо заболеваний. Если у вашего ребенка имеется, нарушение речи необходимо обратится к невропатологу, психиатру, детскому врачу, дефектологу и к логопеду. Процесс исправления может варьировать от 2-3 месяцев до двух лет, все зависит от индивидуальных особенностей и возможностей самого ребенка, от выполнения домашних заданий. В логопедический пункт зачислены дети со сложными нарушениями, родители будут предупреждены, для комиссии необходимо принести амбулаторную карту.

Логопед: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Логопед: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Логопед: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Заключительная часть

Подведение итогов .

Светлана Москаленко
Родительское собрание «Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста»

Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста .

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста

Можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста .

1. Формирование моторной сферы :

2. Развитие высших психических функций :

3. Развитие импрессивной речи : понимания слов, обозначающих предметы , действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций ; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи : лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы , признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно -практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем ;

Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников

В общем, виде их взгляды исследователей на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом :

Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности ;

Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи;

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком. Для саморазвития речи.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, лексическими, грамматическими, но в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Основная задача развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа , и развитие их коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).

Структурное (формирование разных структурны уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

Функциональное формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего (дошкольного) возраста

Организация полноценной речевой среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых - родителей , членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др., сначала механического (рефлекторного, а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды : правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений , выставок, концертов и т. д. В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет , явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6- 8 раз

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания .

Родителям следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей , как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста , от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры :

Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол» );

Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания , но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Профилактика заболеваний ЛОР-органов - важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания , меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например : хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению речевых нарушений .

Дыхательная гимнастика

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику.

Работа по развитию лексической стороны речи у ребенка дошкольного возраста и активизации его словаря

Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать , сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова , обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло, широко используются загадки и описание предметов , их свойств Качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации,

Для обогащения и уточнения словаря используют следующие приемы :

а) родитель называет предмет , действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его ;

б) детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял погожий осенний день, - начинает воспитатель свой рассказ и интересуется - Как вы думаете, какой это был день);

в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят , ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

Развитие связной речи

В пересказывании литературных произведений дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослых.

Дети упражняются в рассказывании по картинке, по серии сюжетных картин, рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта. Занятия по обучению рассказыванию проходят еженедельно. Дополнительно (один-два раза в месяц) планируются дидактические игры и упражнения на формирование монологической речи.

Поскольку все виды работы по развитию связной речи одинаково важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними равномерно. На каждый месяц планируются пересказы небольших сказок и рассказов, занятий по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по составлению рассказов из опыта.

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными.

Игры и упражнения признаны активизировать детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывать у детей языковое чутье , лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Ради словесных приемов словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов , активизируют словарь детей . Они формируют у детей практические навыки : умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение , различить оттенки в значении слов.

Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму.

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Самой главной ценностью человека является его здоровье. Дошкольный возраст - это период, когда закладывается фундамент здоровья. Многолетний опыт работы в саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя дефектолога в формировании речи дошкольников.

По статистике 70 - 90% детей, посещающих учреждения дошкольного образования, имеют проблемы с речевым развитием, что может обуславливать трудности обучения в школе.

Как развить речь ребенка?

  • С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике - в человеке, который не просто говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  • Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте употреблять известные ему слова. Учите играть в сюжетные игры, сопровождая их словестными комментариями.
  • На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое слово.
  • Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
  • Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и самому рассказывать о том, что на них нарисовано.
  • Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Звукопроизношение у детей

Норма и патология

С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. На протяжении первого года активно развивается его способность понимать речь окружающих.

К трем годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения. Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчинёнными предложениями: «Когда я буду большой, я тебя подниму».

Языковые возможности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Трехлетний малыш говорит окружающим о том, что ощущает, испытывает, о чем думает, может выразить свое отношение к людям - любовь, ласку, недовольство.

Развивается и произносительная сторона речи: к трем годам большинство детей правильно и четко произносят многие звуки, хотя речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность: ребенок произносит слово «масинка» вместо «машинка».

У некоторых отсутствуют в речи шипящие звуки, звук [р], замена звука [л] на [й], т.к. артикуляционный аппарат еще недостаточно окреп. Все эти нарушения речи относятся к так называемым физиологическим нарушениям, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи. Однако у некоторых детей могут наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае необходимо обратиться к специалисту - учителю-дефектологу.

Хочется обратить внимание родителей на то, что уже в младшем дошкольном возрасте у половины детей наблюдаются патологические формы развития речи. Поэтому нужно как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.

В каких случаях нужна консультация учителя-дефектолога:

  • У ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов;
  • Малыш не использует речь как средство общения с окружающими;
  • Он может говорить некоторые слова, но произносить их несоответственно к предмету, объекту или ситуации;
  • Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый);
  • Малыш заикается;
  • Вы замечаете нехарактерное произношения ряда звуков: во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Осознанное дыхание - путь к здоровью

Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное дыхание. От него во многом зависит здоровье человека, его физиологическая и умственная деятельность. Дыхательная функция важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако дыхательная система ребенка еще несовершенна, особенно у детей с речевыми нарушениями. У таких детей дыхание поверхностное учащенное. Следует учить их дышать правильно, глубоко и равномерно. Дышать надо через нос. Необходимо научить детей регулировать дыхание.

Родители, к сожалению, не всегда обращают должного внимания на особенности дыхания. При обследовании детей с речевыми нарушениями было выявлено, что больше чем у половины из них нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин 2 - 3 степени и др.)

При неправильном дыхании:

  • Организм получает меньше кислорода;
  • Изменяется голос, нарушается речь;
  • Наблюдается затруднения в пережевывании пищи;
  • Притупляется обоняние;
  • Пропадает аппетит;
  • Искривляются зубы;
  • Дети раздражительны, плаксивы, рассеяны и вялы.

Дыхательная гимнастика - залог успеха

Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простуде и другим заболеваниям, а так же выносливости при физических нагрузках.

Дыхание можно и нужно тренировать.

Упражнения на дыхание:

  • «Ароматные коробочки »

Понюхать коробочки с еловыми или сосновыми иголками, апельсиновыми корочками. Определить запах.

  • «Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата »

Повторить с ритмичными интервалами, как бы выталкивая воздух через рот согласные звуки [б, в, м, н, т, ж, ш, ф]

  • Очень полезно следующее упражнение: 5 - 6 раз вдыхать и выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

Речь и развитие моторики, их взаимосвязь

Развитие речи тесно связано с развитием моторики, особенно мелкой моторики пальцев рук. Игры с пальчиками - средство, повышающее работоспособность головного мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно его речь.

Игры и упражнения:

v На развитие тактильного восприятия

«Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешок со знакомым предметом или игрушкой и на ощупь определяет, что это)

v Игры с водой

«Тонет - не тонет», «Теплый - холодный» и т.д.

v С песком и другим сыпучим материалом

«Печем куличики», «Рисуем палочкой», «Найди клад» и др.

v Игры с нанизыванием

«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Проведи дорожку»…

v Фольклорные пальчиковые игры

«Сорока - ворона», «Ладушки»

v На выкладывание

«Мозаика», «Пазлы», «Разрезные картинки», «Кубики»

v «Шнуровки», «Застежки» и др.

Как предупредить нарушение речи у ребенка?

Могут ли родители предупредить нарушение речи у своего ребенка? Прежде всего, стоит разобраться в причинах, вызывающих эти нарушения. Их достаточно много и они самые различные.

Первой причиной является недостаток речевого общения ребенка. Причем это возможно и во вполне благополучных семьях. Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором или радио. Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. И вопрос не только в том, как влияет телевидение на психику ребенка. В этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Слова взрослого должны быть связаны с конкретной ситуацией, иначе как ребенок догадается о чем идет речь?

Вторая причина – недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата. Если еще наши бабушки кормили своих детей грудью до 2-х лет, то нынешние мамы редко кормят после 3 месяцев. Часто при этом мамы еще и не жалуют пустышки и бутылочки, предпочитая кормить с ложечки или из поильника. В результате ребенок не успевает «насосать» нужные мышцы, а именно мышцы губ и кончика языка, участвующие в сосании и важные для речи. А потом такой ребенок получает протертую пищу, мягкий хлеб. В результате мышцы артикуляционного аппарата, не получая должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков («ш» , «р» и др.) .

Чтобы стимулировать развитие артикуляционных мышц полезно давать ребенку погрызть сухарик, морковку. Когда малыш немного подрастет, можно учить его сдувать ватные шарики, дуть на вертушки, через соломинку, опущенную в стакан с водой, пускать мыльные пузыри. Это не только доставит ему радость, но и разовьет дыхание, укрепит мышцы губ. С трехлетним ребенком можно «покривляться» перед зеркалом: улыбнуться, показать язык, вытянуть вперед губы («как хобот у слоника» ) , почмокать губами («покажи, как целуешь маму» ) , поцокать языком «как скачет лошадка» . С четырехлетними детьми, если их речь недостаточно четкая, можно заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.

Третья причина нарушения речи – снижение слуха. Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождавшимися отитами, или получал антибиотики, у него увеличены аденоиды, или он родился раньше времени, то существует риск снижения слуха. Причем степень снижения слуха может быть самой различной: от выраженной тугоухости до минимального снижения слуха, которое можно обнаружить только с помощью аппаратных исследований. Ребенок, родившийся с нарушением слуха мало гулит, лепет начинается позднее и может затем пропасть, не перейдя в слова. Но даже внешне незаметное снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, когда идет формирование речи, часто приводит к нарушению ее развития. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с искажениями, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение и грамматика.

Сейчас существуют достоверные аппаратные методы обследования слуха детей уже первых месяцев жизни. Поэтому, если есть повод беспокоиться о состоянии слуха ребенка, следует обратиться к врачу-отоларингологу, который может в случае необходимости назначить обследование и лечение.

Следующая причина – недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха, позволяющего различать звуки языка. В норме этот слух развивается у ребенка к 2 годам. К этому времени малыш может различать знакомые слова, отличающиеся одним звуком (каска – кашка, точка – дочка) . Если же развитие фонематического слуха по каким-то причинам запаздывает, ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит окончания слов, некоторые предлоги, а значит, у ребенка будет нарушено не только произношение звуков, но и не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. И конечно все эти проблемы отразятся на письме.

Ребенок учится говорить, соотнося свою речь с речью взрослого и подстраиваясь под ее звучание. Поэтому ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, повторять его неправильную речь.

Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушение строения артикуляционного аппарата также влияют на правильность произношения. Родителям следует своевременно консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуть кончик языка до верхних зубов, операция необязательна. В этом случае могут помочь специальные упражнения: цокать языком, облизывать нёбо при широко открытом рте и др. Если же подъязычная уздечка так сильно укорочена, что ограничивает подвижность и не дает развиваться мышцам языка, затягивать с операцией не стоит.

Очень часто мама или папа берутся сами исправить произношения своего чада. Однако постоянные приставания к ребенку: «Скажи «рак» , как правило, не приносят результата. И это в лучшем случае. В худшем – ребенок, стараясь угодить родителям, все же пытается произнести требуемый звук. Но поскольку мышцы еще не готовы, да и слух подводит, звук получается искаженным. Если у ребенка нарушено произношение звуков, не стоит пытаться исправить его самостоятельно. Лучше обратиться за помощью к профессионалу.

Когда лучше всего обратиться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием.

Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи.

Если к двум годам у ребенка не появилась простейшая фразовая речь, необходимо обратиться за помощью к логопеду поликлиники. Возможно, понадобится консультация психоневролога и отоларинголога. Отсутствие речи или плохая речь у ребенка после 2-х лет не всегда вызваны речевыми нарушениями. Они может быть обусловлены наследственностью, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и другими причинами. Только выяснив причину можно эффективно бороться со следствием.

Для улучшения речевой ситуации на базе МБДОУ № 10 функционирует логопедический пункт, где ведется коррекционная работа по предупреждению и исправлению речевых недостатков различной степени выраженности.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

  • подготовительный,
  • постановка звука,
  • автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
  • этап дифференциации.

I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
  • формирование направленной воздушной струи;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие фонематического слуха;
  • отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим) . К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание) .

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы) , то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
  • неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с речевыми нарушениями:

  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР;
  • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
  • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии) .
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

  • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
  • сложные звуки заменяются простыми;
  • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

  • Формирование произносительных навыков;
  • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
  • Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
  • Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
  • Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) .

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

  • Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • Выполнять назначения невролога;
  • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.
  • Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент) .

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной) , исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации логопеда;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю) ;
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек» , то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

Проговорите звук совместно с ребенком.

Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.

Придумайте игры со звуком, над которым работали.

Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

  • выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух) ;
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка» , «Свистульки» «Мыльные пузыри» , «Осенние листья» , «Вертушка» , «Одуванчик» .

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!» , «Поймай звук» , «Поймай слово» , «Исправь меня» .

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи

сложный и длительный.

Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много» , «Посчитай-ка (от 1 до 5) » , «Чего не стало?» , «Измени предложение» , «Назови ласково» .

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.
  4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
  5. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.